0
3514
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2016 00:01:00

Обнуление души

Тэги: финляндия, национальная опера, премьера, дмитрий бертман


финляндия, национальная опера, премьера, дмитрий бертман Яркая сцена... Фото Хейкки Туули предоставлено пресc-службой Национальной оперы

В финской Национальной опере состоялась премьера оперы «Похождения повесы» Стравинского в постановке Дмитрия Бертмана. Музыкальным руководителем спектакля выступил норвежский маэстро Эйвинд Гулберг Йенсен.

В Финской опере не любят повторяться – любят разнообразие и свежесть восприятия, а потому на каждую премьеру собирают разные постановочные команды с разными дирижерами и режиссерами. Имя Дмитрия Бертмана появилось впервые в истории финской Национальной оперы. Не исключено, что это произошло благодаря его заслугам в соседней шведской Королевской опере, где этот российский режиссер – желанный гость, где он осуществил несколько постановок, среди которых «Бал-маскарад» Верди и «Пиковая дама» Чайковского. 

«Похождения повесы» Стравинского – опера под стать фантазии Бертмана. Впервые он обратился к этому названию в 2000 году в венской Фольксопер, причем с тем же художником, с которым ставил и в Хельсинки – с Хартмутом Шёргхофером. К слову сказать, эта опера – одна из тех, в которой можно с легкостью переноситься в пространстве и времени, вчитывая в нее почти все что угодно – сам материал партитуры и либретто располагает. Это, по сути, дидактическая притча, написанная по мотивам гравюр «Карьера мота» Уильяма Хогарта – о том, что такое хорошо и что такое плохо. Это опера о свободе – свободе возможностей и желаний. И композитор Стравинский, и либреттист – гений ХХ века Уистен Хью Оден, кумир Иосифа Бродского, были бы только рады интеллектуальным играм со своим произведением. Дмитрий Бертман с постановочной командой, включавшей также великолепную художницу по костюмам Эрику Турунен и художника по свету Томаса Хазе, решили оставить персонажей в том времени, в какое поселили их авторы-создатели – в XVIII веке. Один лишь вид напудренных париков и забеленных физиономий массовки создавал ощущение удушающих запахов трехвековой давности. Художнице по костюмам удалось тем не менее ловко и очень выразительно соединить стилистику старинных кринолинов и панталон с моделями нашего времени за счет модифицированных париков и более чем смелых разрезов на буфах и кринолинах. Только вместо черно-белой гравюры она предложила масляную живопись в плотских тонах. Дух фриковатого маскарада не только не улетучивается, но едва ли не превращается с каждым годом в какое-то манифестное движение, в частности в Cкандинавских странах, где обожают эскапировать, особенно по праздникам. В остальном же режиссер предпочел остаться в системе координат, заданной гениями создателей, да и сколько можно ударять современников лбом об офисные столы и совать в руки мобильники с ноутбуками? Впрочем, гаджет однажды все же появился в руках главного героя Тома Рэйкуэлла – но появился как игрушка-соблазн, выданная искусителем в лице Ника Шэдоу, фактически дьявола. А потому вместо откусанного яблока на его крышке устрашающе сверкал череп. 

Опера началась со счастливого времени главного героя в благословенном зеленом саду под сочно-голубым небом. Австралийский тенор Стив Давислим – певец с идеальной психофизикой для этой партии, чей гуттаперчевый и неутомимый голос был способен озвучить одну из главных партитур ХХ века с максимальной отдачей. Его подружка детства – Энн Трулав в облике Ханны Ранталы тоже нашла оптимальное вокально-драматическое воплощение. Энн благостно раскрашивала высокий забор до неба в ярко-голубой цвет, бесстрашно раскачиваясь на качелях. Режиссер шел за текстом, не предвосхищая и не тормозя, не играя в ассоциации и поток сознания, словно боясь этого потока, на который музыка усиленно провоцировала, впрочем, сохраняя иронично неоклассицистскую маску. 

Норвежский маэстро Эйвинд Гулберг Йенсен так искусно и так серьезно ткал оркестровую ткань, что, кажется, играл не почти постмодернистскую стилизацию, а оперу, написанную и в самом деле одним из младших современников Моцарта. В то же время его интерпретация напоминала роман-квест, роман-игру в духе ребусов-зашифровок Умберто Эко. Музыка Стравинского в руках Йенсена подчас не столько слушалась, сколько читалась с подчеркиванием ключевых слов карандашом и заметками на полях. Искуситель – Ник Шэдоу появился в свое время в черном костюме и с драконьим гребнем на спине. Туомас Пурсио, баритон с бархатными басовыми красками в голосе с магическим обаянием, являл ослепительный, страшно соблазнительный образ Мефистофеля, последовательно и расчетливо искушавшего не столько доверчивого, сколько, кажется, сознательно выбравшего путь соблазна Тома. 

Начиная со второго акта и до самого финала зрителю было предложено наблюдать, как опустошителен порок. Главного героя с головой окунули в сладко-горький мир столичного разврата с женскими прелестями наружу, причем как спереди, так и сзади. Символы и аллегории, возникавшие в декорациях, успешно лили воду на морализаторскую мельницу. 

Домик героя постепенно, от картины к картине, утопал в песке, напоминая о библейских истинах о зерне, неспособном дать плоды, о суете сует и томлении духа. Сначала – падающие ангелы на темно-розовом облаке, затем – стервятники на его крыше тоже ничего хорошего не предвещали, равно как и подвешенные хищные акулы «говорили» о том, что герой давно достиг дна – осталось лишь еще чуточку постараться оказаться в бездне. Сцена, где Ник Шэдоу играет на клавесине Тому, то сливаясь, то разрываясь в дуэте, не оставила сомнений, что парочка эта – изящная вариация на вечный миф о Фаусте и Мефистофеле. Ближе к финалу сцена превратилась фактически в пепелище – выгоревшее от безумных страстей поле души. Психиатрическую лечебницу в Бедламе заменила высокая клетка, куда себя загнал главный герой. Любопытные гномики в длиннющих разноцветных колпаках, выползшие под занавес, образовали арку с садовыми гномиками в начале: напомнив потерявшему рассудок Тому о садовом рае, которого он добровольно себя лишил, промотав весь ресурс души и тела.  

Хельсинки–Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1279
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
812
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1547
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1498

Другие новости