0
2640
Газета Культура Интернет-версия

04.04.2016 00:01:00

Городок чекистов и старая "Волга" в отсутствие "Угрозы"

Тэги: выставка, всероссийский конкурс, инновация, современное искусство


выставка, всероссийский конкурс, инновация, современное искусство Инновационное искусство можно увидеть в ГЦСИ и до, и после церемонии. Фото автора

Нынешний выпуск Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства не обошелся без скандала. Когда в середине февраля один из членов экспертного совета «Инновации» арт-критик Анна Толстова подала заявку на номинирование акции Петра Павленского «Угроза» на главную конкурсную позицию «Произведение визуального искусства», ГЦСИ ее отклонил. В знак протеста Толстова и еще несколько экспертов покинули совет. А оставшиеся в итоге решили вообще не присуждать премию в основной категории. Имена лауреатов в других номинациях назовут в Пушкинском музее 18 мая.

Михаил Лейкин превратил и без того маленький для конспективных выставочных показов «Инновации» зал ГЦСИ почти в лабиринт, напоминающий недостроенный дом, где планировка и стены обозначены и возведены, но оставлены в состоянии то ли полубытия, то ли полунебытия. Эта архитектурная фантазия художника из дуэта МишМаш (образованного вместе с его женой Марией Сумниной) в сегодняшних условиях и конкурса, и отношения к актуальному искусству в государстве напоминает не только лабиринт, но и карточный домик, который того гляди рухнет. Кто знает, если гайки закрутят еще крепче, какое искусство, кроме (соц)реалистического, останется на повестке дня...

Традиционно у «Инновации» имеется две внеконкурсные номинации. «За творческий вклад в развитие современного искусства» наградят соц-артиста Бориса Орлова, а «За поддержку современного искусства России» – Леонида Михельсона, президента фонда «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C). Как обычно, работы, номинированные в категории «Теория, критика, искусствознание» (премия здесь составит 500 тыс. руб.), собраны отдельно, будто в небольшом читальном зале. На этот раз здесь – монография Глеба Ершова «Художник мирового расцвета. Павел Филонов», каталог-исследование Ольги Шишко «Проекции авангарда», составленный художником из группы «Синие носы» Александром Шабуровым сборник «Б.У. Кашкин (1938–2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха», резюмирующее итоги выставочного проекта Виктора Мизиано трехтомное издание «Невозможное сообщество» – и блог, увы, в целом провалившейся из-за мизерного бюджета, выделенного Минкультуры, VI Московской биеннале современного искусства.

Вообще по выставке номинантов, и, к сожалению, это уже тоже стало традиционным на «Инновации», судить о проектах конкурсантов, если вы не смогли посмотреть их прежде, невозможно. Зал ГЦСИ настолько мал, что показать работы, если речь идет не о видео или инсталляции, а, например, о выставке, тут можно лишь тезисно. И, например, о выставке «Павильон «Кавказ», сделанной сообществом «Безудержные» на ВДНХ в рамках VI Московской биеннале, и о не самом удачном кураторском проекте Виктора Мизиано «Избирательное сродство», первой части долгоиграющего междисциплинарного проекта «Удел человеческий», которую осенью демонстрировали в этом же зале ГЦСИ, и о междисциплинарной выставке «Метагеография. Пространство–образ–действие», которую курировали Кирилл Светляков и Николай Смирнов (все эти выставки конкурируют за награду в 500 тыс. руб. в позиции «Кураторский проект»).

В номинации «Региональный проект современного искусства» (400 тыс. руб.) сразу двумя из пяти представленных проектов на «Инновацию» претендует директор уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова. Во-первых, как комиссар III Уральской индустриальной биеннале современного искусства (вместе с кураторами основного проекта Бильяной Чирич и Ли Чженьхуа). И, во-вторых, как куратор 13-го фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» (руководитель этого петербургского проекта – Елена Коловская). В этой же категории есть кураторский проект Алисы Савицкой и Владислава Ефимова «Музей великих надежд», открывавший отреставрированное здание Арсенала, которое принадлежит волго-вятскому филиалу ГЦСИ.

За звание молодого художника (награда в номинации «Новая генерация» – 200 тыс. руб.), по версии нынешней «Инновации», борются и тревожная, сделанная коллажем из газетных вырезок со словами-«лейтмотивами» «война», и нетипичная для видеоартиста Евгения Гранильщикова инсталляция «Война», и видео-«Бассейн» Полины Канис. Но больше всего здесь запомнилась «Волга» Аслана Гайсумова, видео, тоже тревожное и тоже о войне – первой чеченской. На экране – старая «Волга» в пустом пейзаже, к которой подходят люди, все больше и больше, столько, что, кажется, она совершенно не способна всех их увезти. Но увозит. Так художник вспоминает, как вместе с 20 родственниками они покидали Грозный в 1995-м. 

Если бы злободневная и актуальная акция Петра Павленского «Угроза» была допущена до конкурса, она бы стала его фаворитом. Тем временем на прошлой неделе обвинение находящемуся под арестом художнику-акционисту решили переквалифицировать, теперь это не вандализм, а повреждение объекта культурного наследия (ч. 1 ст. 243 УК РФ). А например, православный активист Дмитрий Цорионов (Энтео), вместе с «Божьей волей» громивший работы Вадима Сидура в Манеже, как сообщают информагентства, даже не значится в уголовном деле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1643
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1838
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1953
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4328

Другие новости