0
2724
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2016 00:01:00

Не пришить ли нам царя?

Тэги: латвийская опера, макбет, виестурс мейкшанс


латвийская опера, макбет, виестурс мейкшанс В компании жертвы. Фото Агнесе Зелтыня/ Латвийская опера

В Латвийской национальной опере представили новую постановку оперы «Макбет» Верди. Режиссер Виестурс Мейкшанс предложил гротескно-отстраненный взгляд на кровавый шескпировский сюжет. В титульной партии выступил солист Мариинского театра Владислав Сулимский.

Название этой оперы Верди на постере над главным входом в театр, а вслед за ним и обложке элегантного премьерного буклета, напечатанное вверх тормашками, не оставляло сомнений в том, что новый «Макбет» будет перевернут с ног на голову. Так и вышло. Впрочем, начало спектакля настраивало, как и полагается, на нечто страшное, разрушительное и ужасное, пусть и виртуальное, спроецированное на небольшой экран: непрекращающиеся взрывы и клубы дыма на пустынном поле. Хоры ведьм прозвучали очень эффектно – колко, остро, жестко, хлестко, пугающе. Очень жаль, что режиссер не придумал ничего лучшего, как загнать хор в оркестровую яму. Оркестр под управлением Мартиньша Озолиньша предвещал катастрофу, пугая мощными ураганными вихрями, зловещими шорохами и стонами. Очень скоро на экранчике стали заметны две человеческие фигурки: мультяшно подвигавшись, словно в компьютерной игре, они вдруг выбежали на сцену, представ реальными Макбетом и его верным Банко, похожим на Санчо Пансу. Правда, герои были отнюдь не в рыцарских латах, а в чем-то очень странном. Макбет – в широких штанах выше щиколотки и с зачесанной назад челкой, как у опустившегося интеллигента. Банко – и вовсе с клоунским, ржавого цвета вихром, модненьком прикиде и ботах на платформе (костюмы – MAREUNROL’S). Гротескно выскочил из-за экрана и мужской хор, выстроившись в манерную диагональ, но, спев свое, ретировался обратно, лишь многообещающе раздразнив публику. Было очевидно, что на сцене – не Шотландия XI века, а окраина какого-то травмированного войной мегаполиса. Несмотря на множество событий в либретто (ведьмы пророчат Макбету шотландскую корону), режиссер не спешил иллюстрировать текст. Но очень быстро стало ясно, что этот Макбет с засаленной челкой и короткими неказистыми штанами – неудачник без шансов на успех, в резерве которого остались лишь пустые, бесплодные мечты.

Леди Макбет появилась, напротив, вполне предсказуемо – как корпулентная вампучная хищная особа и свою экспозицию, в которой призывала на помощь всех демонов преисподней, провела по законам жанра – сверкая глазами, сотрясая кулаками. Ее появление сопроводили стремительно вращающиеся стрелки настенных часов. Дуэт с Макбетом прозвучал на фоне грязной серо-зеленой стены то ли на кухне в коммуналке, то ли в какой-то трущобе: картинка эта словно выхвачена из фильма, повествующего о грубых разговорах двух опустившихся люмпенов, внезапно возмечтавших о политической карьере. Выход Короля – некой замороженной особы с чемоданчиком со смешным «соломенным» каре вернул гротескную тему, свернувшую на тропу абсурда. Здесь же режиссер наделил леди Макбет чертами комического, заставив жестами заигрывать с залом на тему «мы тут короля решили замочить, а свидетелей понабежало». На этом фоне убийство главы царства-государства произошло настолько нелепо и схематично – тупым ударом в спину, – что мозг зрителей не успел оценить, смеяться или цепенеть от ужаса.

Режиссер резко поставил акцент на будничности преступления, о чем современники привыкли узнавать из криминальных хроник и бесчисленных сериалов. Несчастный Макбет совершил, возможно, первый в своей жизни серьезный поступок, которым стало убийство и от которого он окончательно лишится разума, так и не сумев объяснить себе, зачем он это сделал. Владислав Сулимский позволил насладиться и густыми вердиевскими красками своего голоса, и хорошей актерской игрой: вероятно, он подсознательно вспоминал о героях Достоевского, вчитывая знаменитое «тварь я дрожащая или право имею» в вердиевский текст, но размыкая его в XXI век. Было заметно при этом, как режиссер мечется между абсолютно разными эмоционально-смысловыми модусами – гротескного отстранения и психологической экспрессии, которую, безусловно, провоцировала страстная, кипящая музыка Верди. В сцене бала по случаю коронации Макбета его супруга вдруг начала жестами и мимикой усердно комиковать, напоминая пышных хохотушек из телевизионных комедийных программ. Во время своей Застольной она то и дело принимала позы вошедшей в раж заправской провинциальной оперной примы, а в момент припадков супруга, к которому только что являлся призрак Банко, принималась оправдывать его перед свитой: мол, с кем не бывает. В эпизоде бегства жены Банко с детьми под дождем, показанном на экране без музыки, режиссер продемонстрировал свое знакомство с прошлогодней кинопремьерой – фильмом режиссера Джастина Курзеля с Марион Котийяр и Майклом Фассбендером в главных ролях.

Не совсем ясными остались балетные сцены, где те, кто танцевал потусторонние силы, были облачены в странноватые костюмы, больше похожие на интермедии на модном дефиле. Вообще модность костюмов массовки с нарочито асимметричными линиями бросалась в глаза, ослабляя напряжение, наделяя чертами гламурного шоу из серии «сделайте красиво». Даже главная кульминация оперы – сцена сомнамбулизма леди Макбет, после которой следует смерть, – и та была решена с этим странным балетом «из другой оперы», хотя юноши в черных тужурках и пышных париках старательно имитировали движения стирания того самого пятна, которое не давало покоя леди с момента убийства короля. Сопрано Татьяна Мельниченко очень прилежно решала все режиссерские задачи, размашисто раскрашивая вокальную партию самыми смелыми штрихами – от шепотов до крика. Ну, а смерть Макбета, который перед этим успел еще ужаснуться видениям двенадцати королей в виде граффити, и вовсе произошла фактически на фоне магриттовской рамы: был человек или его не было? Для второй работы режиссера драмтеатра в опере здесь было немало любопытных решений, вполне сулящих ему успехи в будущем. Пусть не совсем внятно, ему удалось донести отнюдь невеселую мысль о банальности зла – сегодня и всегда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1315
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
844
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1586
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1545

Другие новости