В Культурном центре «Москвич» завершился двухдневный фестиваль «ФрансДанс», объединивший лучших деятелей современного танца России и Франции. В рамках проекта состоялось несколько премьер, осуществленных французскими хореографами совместно с балетными труппами из четырех российских городов.
Пути развития французского и русского балета не раз пересекались. До сих пор волнующими остаются секреты успеха легендарных «Русских сезонов» Дягилева в Париже, опыты сотрудничества ведущих хореографов Франции с отечественными танцовщиками. Морис Бежар и Майя Плисецкая, Ролан Пети и Михаил Барышников, Анжелен Прельжокаж и Диана Вишнева… На фестивале «ФрансДанс» почетными гостями стали представители молодого поколения балетмейстеров — Тома Лебрен, Фабрис Ламбер, Мод Ле Пладек и Рашид Урамдан. Их творческие замыслы воплотили в жизнь четыре российских танцевальных коллектива: Камерный балет «Пантера» (Казань), труппа «Балет Москва», «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой (Екатеринбург) и театр танца «Скрим» (Самара). Три из четырех постановок были заявлены как московские премьеры.
Для России, в которой развитие contemporary dance до сих пор носит дискретный характер, фестиваль открыл множество перспектив. Отечественным исполнителям представилась возможность освоить новые хореографические стили, а неискушенной публике — познакомиться с последними достижениями в области современного танца. Насколько разным оказался результат этого сотрудничества, видно на примере показанных работ.
Настоящим откровением для профессионалов и просвещенных любителей стал балет «Удерживая время». Этот спектакль Рашид Урамдан создал еще в июне прошлого года для фестиваля «Монпелье Данс», а осенью перенес в российскую столицу специально для труппы «Балет Москва». Свои размышления о феномене времени — быстротечности жизни, безвременно ушедшей юности, ностальгических воспоминаний – Урамдан воплотил с пронзительной остротой и рельефностью.
Идея беспрестанного возвращения человека к своему прошлому, минувшим надеждам и мечтаниям нашла отражение в музыке и хореографии. В организации обеих составляющих балета господствует мозаичный принцип. Музыкальное сопровождение Жана-Батиста Жульена основано на непрерывном чередовании нескольких мелодических ячеек в различных тембровых и регистровых вариантах. Следуя за особенностями партитуры, хореограф выстроил параллельный пластический ряд — определенный набор движений, заданный уже вначале действия, постоянно повторяется. Бесконечно варьируется лишь порядок их воспроизведения. Так, картины былого всплывают в памяти исполнителей, переживая сильнейшую образную трансформацию: от безудержного веселья до скорбного оцепенения.
Показанный в один день с балетом Урамдана спектакль «Сияние видимости. Унесенные 2» в интерпретации коллектива из Казани, едва ли уступал ему по глубине замысла. Постановщик Тома Лебрен давно прослыл выдающимся трагиком. Его работы «Девушка и смерть» (2012) и «Три десятилетия любви» (2013) с успехом продолжают идти на сцене Национального хореографическог
Обладая редким в наше время даром сочинять движения, в этот раз Лебрен обошелся самыми простыми приемами. С помощью параллельного синхрона (танцовщики одновременно выполняют одни и те же пластические комбинации, не замечая друг друга) ему удалось показать обособленность участников действия, разрозненность и дискретность их сознания.
После подобных авторских откровений второй день фестиваля немного разочаровал. Балет «ДЕМО-Материалы» женщины-хореогра
Помимо премьерных спектаклей, культурная программа «ФрансДанса» включала в себя несколько мастер-классов. Итогом проекта стало заседание круглого стола, на котором все участники проекта — постановщики, танцовщики, критики — обсуждали актуальные проблемы современного танца.