0
1272
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2016 17:06:00

В «Москвиче» открыли новые грани современного танца

Тэги: культурный центр, москвич, фестиваль, франсданс, балет, современный танец


В Культурном центре «Москвич» завершился двухдневный фестиваль «ФрансДанс», объединивший лучших деятелей современного танца России и Франции. В рамках проекта состоялось несколько премьер, осуществленных французскими хореографами совместно с балетными труппами из четырех российских городов.

Пути развития французского и русского балета не раз пересекались. До сих пор волнующими остаются секреты успеха легендарных «Русских сезонов» Дягилева в Париже, опыты сотрудничества ведущих хореографов Франции с отечественными танцовщиками. Морис Бежар и Майя Плисецкая, Ролан Пети и Михаил Барышников, Анжелен Прельжокаж и Диана Вишнева… На фестивале «ФрансДанс» почетными гостями стали представители молодого поколения балетмейстеров — Тома Лебрен, Фабрис Ламбер, Мод Ле Пладек и Рашид Урамдан. Их творческие замыслы воплотили в жизнь четыре российских танцевальных коллектива: Камерный балет «Пантера» (Казань), труппа «Балет Москва», «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой (Екатеринбург) и театр танца «Скрим» (Самара). Три из четырех постановок были заявлены как московские премьеры.

Для России, в которой развитие contemporary dance до сих пор носит дискретный характер, фестиваль открыл множество перспектив. Отечественным исполнителям представилась возможность освоить новые хореографические стили, а неискушенной публике — познакомиться с последними достижениями в области современного танца. Насколько разным оказался результат этого сотрудничества, видно на примере показанных работ.

Настоящим откровением для профессионалов и просвещенных любителей стал балет «Удерживая время». Этот спектакль Рашид Урамдан создал еще в июне прошлого года для фестиваля «Монпелье Данс», а осенью перенес в российскую столицу специально для труппы «Балет Москва». Свои размышления о феномене времени — быстротечности жизни, безвременно ушедшей юности, ностальгических воспоминаний – Урамдан воплотил с пронзительной остротой и рельефностью.

Идея беспрестанного возвращения человека к своему прошлому, минувшим надеждам и мечтаниям нашла отражение в музыке и хореографии. В организации обеих составляющих балета господствует мозаичный принцип. Музыкальное сопровождение Жана-Батиста Жульена основано на непрерывном чередовании нескольких мелодических ячеек в различных тембровых и регистровых вариантах. Следуя за особенностями партитуры, хореограф выстроил параллельный пластический ряд — определенный набор движений, заданный уже вначале действия, постоянно повторяется. Бесконечно варьируется лишь порядок их воспроизведения. Так, картины былого всплывают в памяти исполнителей, переживая сильнейшую образную трансформацию: от безудержного веселья до скорбного оцепенения.

Показанный в один день с балетом Урамдана спектакль «Сияние видимости. Унесенные 2» в интерпретации коллектива из Казани, едва ли уступал ему по глубине замысла. Постановщик Тома Лебрен давно прослыл выдающимся трагиком. Его работы «Девушка и смерть» (2012) и «Три десятилетия любви» (2013) с успехом продолжают идти на сцене Национального хореографического центра в Туре. «Сияние видимости…» — очередная вариация на вечный сюжет Лебрена «одиночество – любовь – смерть». Для воплощения новых граней этой темы балетмейстер выбрал соответствующую музыку: большая часть спектакля разворачивается под возвышенно-щемящее звучание фрагментов Stabat Mater Арво Пярта.

Обладая редким в наше время даром сочинять движения, в этот раз Лебрен обошелся самыми простыми приемами. С помощью параллельного синхрона (танцовщики одновременно выполняют одни и те же пластические комбинации, не замечая друг друга) ему удалось показать обособленность участников действия, разрозненность и дискретность их сознания.

После подобных авторских откровений второй день фестиваля немного разочаровал. Балет «ДЕМО-Материалы» женщины-хореографа Мод Ле Пладек говорил, пожалуй, только о бедноте ее творческой фантазии. Сорокаминутное зрелище в стиле дискотечных танцев, с активным участием световых прожекторов и ударных инструментов (оглушивших первые ряды зала) выглядело, по меньшей мере, абсурдно. Кое-кто из зала не постеснялся вслух пожалеть «несчастных танцовщиков» самарского театра «Скрим», исполняющих спектакль. Публика, мгновенно уловившая фальшь, начала стремительно расходиться. В связи с этим, философская короткометражка «После нас» Фабриса Ламбера и труппа «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой незаслуженно лишились внимания зрителей.

Помимо премьерных спектаклей, культурная программа «ФрансДанса» включала в себя несколько мастер-классов. Итогом проекта стало заседание круглого стола, на котором все участники проекта — постановщики, танцовщики, критики — обсуждали актуальные проблемы современного танца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
825
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
995
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1141
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3177

Другие новости