0
2075
Газета Культура Интернет-версия

02.03.2016 17:10:00

Можно ли говорить о режиссере всуе

Тэги: госдума, фокин, захаров, ширвиндт, каменькович, бородин, константинов, девитин, райхельгауз, режиссеры, интеллектуальное право


госдума, фокин, захаров, ширвиндт, каменькович, бородин, константинов, девитин, райхельгауз, режиссеры, интеллектуальное право Фото официального сайта Государственной думы РФ

Сперва надо, конечно, оговориться: Валерий Фокин, Марк Захаров и Александр Ширвиндт, а также Евгений Каменькович, Алексей Бородин, Борис Константинов, Михаил Левитин, Иосиф Райхельгауз пришли в Государственную думу не просто как режиссеры, мастера культуры, но не в последнюю очередь как раз как официальные лица, все они – не просто художники, а режиссеры, облеченные властью, руководители своих театров. Ждали и других, на карточках, обильно расставленных на овальном столе, значились имена Юрия Соломина, Александра Коршунова, Андрея Могучего, Олега Меньшикова, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Константина Райкина, Владимира Кехмана… Но и без них было весело. Ширвиндт рассказал старый, но все еще смешной анекдот про тещу, Захаров два раза брал слово, оба раза его выслушали с большим вниманием и удовольствием. Что говорить?! Как написал Владимир Маяковский, саду цвесть, когда такие люди, как говорится, в России есть.

Пришли они, конечно, не просто так, а по делу. В зале № 830, специально для этой цели арендованном на два часа, прошел круглый стол на тему «Проблемы защиты интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков». Совершенно неизвестно, чем оно в итоге обернется, дойдут ли слова, произнесенные в присутствии Павла Крашенинникова, председателя комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, до хоть какого-то их практического применения, но для человека театрального, это понятно, слово – оно и есть дело, слово – уже дело. Сказано равно сделано. То есть режиссеры сделали то, что должны были сделать, а дальше – конечно, хотелось, чтобы разговоры, как справедливо заметил Валерий Фокин, которые ведутся много лет, с 90-х годов, воплотились в конкретные формулировки конкретных статей Гражданского кодекса РФ. На круглом столе каждому, кто пришел, выдали папочку, в которой значились два варианта статьи № 1259 «Объекты авторских прав» и предложения по изменениям в статьи № 1263, 1313, 1314.

Вообще я не удивлюсь, если кто-то из режиссеров (кстати, на встречу явился никем и нигде не анонсированный Андрей Житинкин, он, может) предложит Крашенинникову какую-нибудь роль для дальнейшего сближения позиций и укрепления связки законодательной власти с театром: законодатель оказался статным двухметровым красавцем, с положительным обаянием – с тем, что покойный Виталия Яковлевич Вульф называл неотразимым мужским магнетизмом, а как раз таких героев на нашей русской сцене сегодня сильно недостает.

Что сказать по делу?

Представьте себе, если бы кто-то вам сказал, что режиссеры пришли в Госдуму, чтобы добиться повышения гонораров, потому что им денег недостает. Во-первых, даже тех, кого еще любят, я думаю, быстро разлюбили бы. Во-вторых… В-третьих… Понятно, не буду тратить время. Некоторые режиссеры, кстати, не разобравшись, так и решили, что «защита интеллектуальных прав» – это эвфемизм. Помните, у Гайдара в «Тимуре и его команде» Мишка Квакин интересуется, что такое ультиматум, а ему быстро растолковывают: «Это такое международное слово. Бить будут». Так и здесь вышло. Но речь, правда, не о деньгах. Режиссеры – люди творческие, а творческого человека больше, чем деньги, волнуют понятия отвлеченные, эмпирические, те, которые в отличие от денег потрогать нельзя. И в этом, кстати, кроется проблема: законодатели – в лице Крашенинникова – готовы защитить интеллектуальные права и даже интеллектуальную собственность режиссеров, но хотят, чтобы это право можно было хоть как-то потрогать. Ну, например, Станиславский, Мейерхольд – они тоже люди были занятые и тоже по-своему творческие, но об их авторском праве можно сегодня судить по имеющимся режиссерским партитурам – в одном из предложенных вариантов в Гражданском кодексе предлагается назвать это режиссерским сценарием. Но некоторые наши режиссеры говорили: какой сценарий? Сняли на видео – вот вам и основание для защиты интеллектуальной собственности… Что считать объектом авторского права в данном случае – пока так и осталось вопросом «на потом».

Одни, как уже было замечено, решили, что речь идет о возможности получать авторские отчисления с каждого показа своего спектакля, но почти что председательствовавший (поскольку именно он возглавляет Режиссерскую гильдию России) Валерий Фокин охолонил их пыл, напомнив о чудовищных злоупотреблениях на местах, когда, отправив молодого постановщика после премьеры домой, в провинциальных театрах принимаются смело переделывать мизансцены, какие-то сцены выбрасывают, чтобы подсократить и выйти на удобный для выходного дня хронометраж и т.д. Главное – это выработка правовых основ работы режиссера и защита его как автора спектакля. Кстати, важно это – попутно – и для того, чтобы институализировать наконец это самое авторство, так как в России до сих пор публика требует, чтобы ей – если на афише написано «Три сестры» – показали Чехова, а не фантазии режиссера такого-то по трудно узнаваемым мотивам… Хотя опыт подсказывает, что даже при самом уважительном отношении «Власть тьмы» Бориса Ровенских в Малом театре – совсем не то же самое, что «Власть тьмы» Юрия Соломина.

Григорий Ивлиев, сегодня – глава Роспатента, а в прошлом – глава комитета Госдумы по культуре, предложил относиться к спектаклю как к «сложному объекту», что не должно мешать защите его авторских и смежных прав. Михаил Левитин со свойственным ему энтузиазмом и даже пафосом сказал, что «о режиссере у нас не говорят, потому что говорить о боге всуе нельзя». И предложил – чтобы поскорее убедить законодателей в наличии предмета для разговора – привести депутатов на репетицию к Марку Анатольевичу Захарову, например. Захаров спорить не стал, тем более что как раз сейчас репетирует и в сентябре собирается выпустить очередную премьеру.

Виктор Рыжаков предложил поговорить о балансе между правами и обязанностями, поскольку появление прав, по его разумению, неминуемо приведет и к повышению у режиссеров чувства ответственности.

Можно согласиться с выступавшими, некоторые из них вспоминали, что когда-то – 150 лет назад и раньше – режиссер нужен был, чтобы собрать актеров и развести их на сцене, что сегодня это – вопрос не «поспектакльных», а статуса, причем статуса не только режиссера, а статуса театрального искусства. И убеждали себя и друг друга, что в итоге выиграет зритель, поскольку театр перестанет нести «отсебятину» и даже желания такого возникать уже не будет, а если будет, те, у кого оно возникнет, во избежание неприятностей станут бить себя по рукам.

Впрочем, я бы сказал, что и от «поспектакльных» тоже может быть польза, поскольку такие отчисления будут стимулировать режиссеров работать на века, то есть ставить долгоиграющие спектакли, а не одноразовые перформансы, которые как вид искусства конечно, тоже бывают хороши.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
513
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
528
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
555
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
636

Другие новости