На троих сестры соображать не стали. Фото с официального сайта Театра им. Пушкина
В Театре им. Пушкина сыграли премьеру комедии Александра Коровкина «Семейка Краузе». Аншлаг, даже в амфитеатре – ни одного свободного места, балкон занят, в антракте никто не уходит, публика ждет развязки авантюрного сюжета.
Две пожилые сестры живут в собственном доме в центре провинциального города, недвижимость дорожает не только в столице, поэтому на этот дом давно уж положили глаз местные «специалисты». Сестры, которых играют Вера Алентова и Наталья Николаева, вначале обсуждают детали недавнего ограбления, а начинается история с прихода в дом очередного представителя власти с очередным заманчивым предложением, потом он съедает отравленный пирожок и падает замертво. Весь дальнейший сюжет этой комедии положений так или иначе связан с телом, избавиться от которого нужно, но почти невозможно. Ну, действительно, очень смешная история, над чем же еще посмеяться, как не над муками двух стареющих сестер, которым так недоставало сильных впечатлений.
Не надо придираться. У нас часто можно услышать, что вот, мол, куда ни приедешь, везде ставят Рэя Куни, его «№ 13» и «Слишком женатый таксист» уже глаза мозолят, но ведь не умеют у нас писать, как Куни, чтобы так же закрутить интригу, чтобы настоящая комедия положений, чтобы балансировать на грани, идти по лезвию ножа, но ни разу эту грань не перейти, не рухнуть в пошлость. Мастер, одним словом.
Коровкин – из тех, кого ставят больше, мне кажется, в провинции, чем в столичных театрах. «Кукла для невесты», «Палата бизнес-класса» – из числа популярных сегодня пьес, к ним, вероятно, совсем скоро присоединится и новая, «Семейка Краузе». Еще он написал сценарии для одного из сезонов «Марша Турецкого», «Бедную Настю», «Редакцию», на этом пути став попутчиком многих из лидеров нынешней русской «новой драмы». Но «Семейка Краузе» – конечно, никакая не «новая драма», это самая что ни на есть традиционная комедия положений, хотя смешное начинается совсем не сразу и первые минут десять публика находится в мучительном ожидании смешного. Но потом автор искупает эти ожидания, и всё получается. С весельем. По времени – два с половиной часа с антрактом.
Ругаться не хочется… Все – хорошие же люди.
Еще про Коровкина. Прочитал, что «Александр работает в стиле «бэдрум фарс», это еще один из вариантов комедии положений. Впервые этот стиль был сформулирован французским драматургом Эженом Скрибом. Обязательным условием стиля является динамика действия. В этом направлении работали и работают множество английских и французских комедиографов: Куни, Черчилл, Бенфилд, Манье, Вебер. Билеты на спектакли раскупаются очень быстро. Каждая сцена является следующей ступенью сюжета». В целом так и есть.
Не знаю, что еще сказать о спектакле, чтобы не сказать ничего плохого, тем более публике нравится, а обижать публику – дурной тон. Ну и потом – на афише написано, что режиссер-постановщик спектакля Евгений Писарев, а я отношусь к нему с большим уважением, до сих пор он не обманывал ожиданий не только публики, но и критиков, умело и талантливо сочетая коммерческий интерес с теми или другими художественными исканиями. А в начале сентября Театр Пушкина вошел в «список пятнадцати» – самых эффективных столичных театров, по версии Департамента культуры Москвы. Это значит, что они – лучше других (а театров в Москве – 100 или около того) продают билеты. Это бизнес, я совсем не хочу портить настроение тем, кто трудится в Театре Пушкина, и тем, кто работал над спектаклем своими сомнениями (помешать бизнесу, как известно, слово критика в России не может!).
Если не о спектакле – о чем еще?
Анекдоты рассказывать – как-то странно, у нас не принято. Случай из жизни? Но ничего похожего или «кстати» в голову не приходит, как назло. Вера Алентова, кстати, – хорошая актриса, я очень люблю ее в фильме «Ширли-Мырли», кстати, на мой взгляд, одной из лучших в России комедий положений. «Дарлинг, какой ты разный! Непредсказуемый!..» Или это: «Всех отпустить? И Суходрищева?» А какой там замечательный Табаков: «Капитан! Я этого пидора в Химках видал, деревянными членами торгует. А разговаривает, как директор пляжа! Посол!..» А сколько разных интонаций находит Олег Ефремов, который играет соседа Николая Ивановича: «Мать твоя чистюля, дай бог каждому». И тут же: «Жизнь у твоей матери… Не дай бог никому!» Или еще: «Главное, с утра как будто бы все ничего, а вот вечером просто с ног валюсь: два шага сделаю – падаю, два шага сделаю – падаю… Не дай бог никому!» Алентова там, по-моему, пять или даже шесть ролей играет. И очень у нее это хорошо получается, она чувствует жанр. В фильме. В спектакле не так.
Кстати, Николаева – тоже замечательная актриса, она, я помню еще, замечательно играла в спектаклях Юрия Еремина. Карин в «Эрике XIV», Лебядкину в «Бесах», потом у Козака в «Марьином поле» и в «Ромео и Джульетте»… Не заслужила она дурного слова.
Про эффективные театры и что будет дальше с театрами в Москве сейчас говорить не стану, вроде бы пока и не о чем еще, – на недавнем закрытом совещании с заместителем мэра Москвы Леонидом Печатниковым вроде бы договорились создать рабочую группу, которая и внесет свои предложения. Тогда, чтобы не тратить ничьего дорогого времени, поставлю точку.