0
5742
Газета Культура Интернет-версия

15.02.2016 00:01:00

Композиция кучи. "Бунтари" в МХТ имени А.П. Чехова

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: театр, музыкальный спектакль, премьера, бунтари, александр молочников


театр, музыкальный спектакль, премьера, бунтари, александр молочников И снег, и смех... Сцена из спектакля «Бунтари». Фото Екатерины Цветковой со страницы театра в социальной сети Facebook

«Бунтари» – из тех спектаклей, которые легко можно и похвалить, и изругать, не оставив камня на камне. В похвалах, уже, кстати, обрушившихся на спектакль бурным потоком, отмечают современность, бешеный драйв, бешеный и смелый монтаж, отменное чувство юмора. Примерно все то же самое можно оценить и с противоположным знаком, единственное – слишком многие шутки (пожалуй, большинство), поданные в спектакле именно как шутки, мне не показались смешными. Но юмор, особенно в России, – понятие относительное. Одни смеются, другие – нет. 

Совершенно ясно, что из режиссера спектакля Александра Молочникова сегодня лепят очередную новую надежду русского театра, сам Олег Табаков в программке, ища сравнительный ряд, вспоминает в связи с «Бунтарями» легендарную трилогию «Современника» «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики», в которой сам когда-то играл, не всегда главные, но важные роли. 

На мой взгляд, с той трилогией у «Бунтарей» общие – лишь некоторые герои. Рылеев, например (которого в «Декабристах» играл как раз Табаков), Каховский, ну и другие – декабристы, народовольцы… Большевиков в «Бунтарях» нет, правда, в какой-то момент на сцену выходят актеры, загримированные под Маркса с Энгельсом. Там была трилогия, то есть три спектакля, с антрактами, здесь – два часа без антракта. Время сегодня другое, уплотнилось, ускорилось. Возможностей стало больше. Александр Молочников ставит уже второй спектакль на Малой сцене МХТ. «Бунтари», по собственному его определению, это «рок-спектакль на некоторые исторические темы». 

Музыкальные спектакли сегодня ставят многие, Владимир Панков, например, целое направление придумал – саунд-драма, спектакли, в которых слово и даже не музыка в чистом виде, а звуки сопряжены, имеют равную ценность, договаривают друг за друга. Его спектакли – как оперные партитуры, в которых каждый предмет, как и каждое слово в пьесе, – источник музыки. В той же программке «Бунтарей» Молочников объясняет, что люди с известными фамилиями (Нечаев, Пестель, Пушкин и т.д.) «действуют по законам сновидения», всех – декабристов, народовольцев, «Музыкальный ринг» эпохи перестройки – «хотелось объединить в своеобразный джем-сейшен, в импровизацию на тему бунтарства». 

Понятно же (или нет?), что сновидение и джем-сейшен строятся по несколько разным законам? В сновидении возможно все и в джем-сейшене – вроде бы тоже, и все-таки это – разные законы импровизации.

Два амфитеатра противостоят друг другу, по одну сторону ряды зрителей, по другую – на нескольких «этажах» расставлены «приметы» советской квартиры. Стол, крытый скатертью, газовая плита – зная «сюжет», можно предположить, что такой режиссер предлагает нам увидеть ленинградскую кухню 80-х. Все эти и многие другие сваленные здесь предметы замечательно подходят для создания шумовой завесы, с которой, можно сказать, все бунтарство и начинается. Громко хлопает дверь холодильника, гремит дверца газовой плиты, шумят трещотки в руках актеров. Плюс к этому актеры здесь все, несмотря на скромные объемы площадки, говорят в микрофоны, при здешней толкучке и шуме поначалу непросто понять, кто же говорит. Кто-то сказал, что этот спектакль – попытка упорядочить историю русской революционной мысли. Но если для постановщика в одном, так сказать, пространстве и времени не очень-то важно, где Нечаев, а где Рылеев, где Гребенщиков, а где – Мамонов – фигуры одного времени, но, по-моему, все же сильно не похожие друг на друга, и протестовали они – очень по-разному, – в пору ли говорить о порядке? Скорее тут вышло все и всех сбросить в одну кучу. Это получилось, нет, тут не про порядок, не про – если воспользоваться словами Достоевского – собрать мысли в точку. Олег Кулик – это одно, а Агузарова – другое… Да и периоды разные, а тут – все в одну кучу… И 80-е, и 90-е. 

Соединить песенку про «Брич-Муллу» Сергея Никитина и Дмитрия Сухарева с протестными размышлениями Нечаева можно, если при этом высекается искра и рождается новый смысл. Он и тут рождается, но этот смысл – банальный, неинтересный, поверхностный, но – что поделать! – сегодня время дилетантов, и именно как очередной выплеск модной, восторженно принятой сегодня за магистральную линию русского театра, дилетантской режиссуры и дилетантского театра, только так я готов воспринять, но не принять этих «Бунтарей». 

«Я иду к тебе, мой народ!» – кричит один (важно ли сказать, кто он сейчас – Нечаев или Рылеев? нет, не важно) из перечисленных списком актеров – участников этого джем-сейшена, ударяется о холодильник и падает. Смешно, остроумно? Ну, в традициях площадного театра нормально, смешно. Диалог Лопатина с Нечаевым прерывает песня «Жанны Агузаровой». А эту песню перебивает драка в «партере», которая разыгрывается подробно, то есть медленно, в рапиде – такие сцены – обязательная, неотъемлемая часть кавээновских любительских зрелищ. Но нам-то не КВН предлагают, а «рок-спектакль на некоторые исторические темы», впрочем, черт сходства у того и другого оказывается немало. Из остроумных шуток: «Купи себе лопату, Лопатин!» Или вот, когда в очередной раз на роликах выезжает на сцену Пушкин (на эту роль приглашен актер «Сатирикона» Григорий Сиятвинда) и император предлагает ему сесть, Пушкин–Сиятвинда мгновенно парирует: «Если я сяду, в России наступит ночь». Он же – солнце! Смешно. «Если у вас все хорошо, зачем вы приперлись?» – попросту говорит здешний Бакунин здешнему Нечаеву. Из кавээновского боекомплекта – очередь к Пушкину за автографом; он расписывается вынутым из внутреннего кармана гусиным пером. Покидают сцену все, выстроившись паровозиком за Пушкиным. Звучит песня про то, что провожают паровозы совсем не так, как поезда. Может, кто-то и в этом усмотрел какие-то свежие мысли о природе русского бунтарства. 

Из диалога Пестеля и Рылеева: «Ссыте?» – «Если честно, да». Юрий Кравец (трудно сказать, кто он в эту секунду) поет «Дан приказ ему на запад…», а потом сам себя и других перебивает: «Пошли… отсюда!», воспользовавшись не матерным, но все-таки шутливо-бранным русским словом. В другом случае он как князь Трубецкой восклицает: «Какой же вы нечуткий гондон, Каховский!»

Всякий, кто интересовался, знает, как много нелепого и смешного было в истории восстания на Сенатской. Об этом, между прочим, был когда-то поставлен замечательный, а может, и великий (с сегодняшних-то высот, а вернее, низин), спектакль Камы Гинкаса «Казнь декабристов». Но они за эти нелепости и глупости в итоге заплатили своими жизнями. То есть там был жесткий переключатель со смешного на – щёлк! – трагическое, страшное. Здесь же смешно все, от начала до конца. Смеяться можно надо всем. Можно. Но много ли новых мыслей может родиться в таком пересмешничестве? По мне, так нет. Бенедетто Кроче, кажется, заметил, что в искусстве тот, кто владеет формой, владеет всем. Ну, а кто не владеет… тот не владеет. 

Жанр представления, думается, надо бы сформулировать иначе. Травести-кабаре, поскольку травестируется здесь все, все подряд, без разбору. Правда, в эту сторону режиссер идет осторожными, неуверенными шагами. Зря, мне кажется. Было бы искреннее и, возможно, плодотворнее, содержательнее. Даже, возможно, глубже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
513
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
528
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
554
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
635

Другие новости