0
4369
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2016 00:01:00

Как встретились президент-клоун и разъяренная теннисистка

Тэги: выставка, российское искусство, фонд культуры, екатерина, семенихины, елена селина, реконструкция


выставка, российское искусство, фонд культуры, екатерина, семенихины, елена селина, реконструкция При близком знакомстве особа не слишком обаятельная. Фото автора

Главным выставочным достижением последних лет у фонда культуры «Екатерина» стал двухчастный проект куратора и галеристки Елены Селиной «Реконструкция». Воспоминание о галерейной жизни 1990-х тут показывали в 2013–1914 годах, и сейчас основавшие фонд Семенихины решили продлить временную перспективу в нулевые, только уже на примере исключительно своего собрания. Взятый от селинской «Реконструкции» принцип построения показа по галереям – например, какие работы Семенихины купили у Айдан Салаховой или Марата Гельмана – новой выставке оказался не к лицу. Впрочем, заголовок «2000-е. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных. Избранное. 2000–2005» не оставляет сомнений в том, что целью было не столько показать художественные тенденции 2000-х, сколько желание коллекционеров продемонстрировать, что они любят.

Начало нулевых, если смотреть на дайджест этой коллекции, было временем безудержно веселых гулянок, то и дело захлебывающихся эйфорией. Ну, просто даже количественно монументальные полотна Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, яркие и понятные – с такими картинами жить нестрашно и весело, доминируют над всем остальным. Там у них Новый год с pin-up Снегурочкой, победно реющий российский флаг, поцелуй с Микки-Маусом – словом, все в шоколаде. Этот настрой «душа поет, а после нас хоть потоп» вполне поддержан здоровенным холстом Василия Цаголова «Блуждающая пуля», где лихая компания с мерседесом и мотоциклом катит по просторам родины, вооруженная до зубов и готовая палить во все подряд. И еще хорошо сюда вписывается «Новый русский президент» Константина Латышева, 2000 года написания клоун Рональд Макдональд с широкой улыбкой занимает здесь достойное и видное место.

Екатерина и Владимир Семенихины коллекционируют российское искусство с 1995 года и собрали уже на панораму с широкой хронологией – с конца XVIII века в XIX-й и дальше вплоть до сегодняшнего дня. От Федора Матвеева к Айвазовскому с Шишкиным и до Олега Кулика. Впрочем, так называемым актуальным искусством они заинтересовались на рубеже тысячелетий, присоединив к тому в 2003-м увлечение и западными художниками от Робера Делоне и Дали до братьев Чепмен, а по пути к современности Семенихины захватили и «Бубновый валет», и нонконформистов. В сумме получилось больше 2000 работ и еще столько же единиц отечественного декоративно-прикладного искусства. В 2002-м они учредили фонд культуры «Екатерина», который участвует в организации выставок на разных площадках (тут и «Russia!» 2005-го в Музее Гуггенхайма, и ретроспектива Эрика Булатова в ГТГ в 2006 году) и который с 2007-го устраивает выставки на своей площадке на Кузнецком мосту. Четкой экспозиционной политики тут нет, потому были и советский андеграунд, и выставка о Грейс Келли, и молодые российские художники.

Сейчас в «Екатерине» тоже решили продемонстрировать широту взглядов. Отвесили поклон кругу концептуалистов с Виктором Пивоваровым и его сыном, младоконцептуалистом Павлом Пепперштейном, с Игорем Макаревичем (за которого тут отвечает, в частности, замечательно неквадратный «Красный квадрат» – видимо, двигающийся в сторону тех супрематических фигур, что парили на холстах Малевича), с Андреем Филипповым и Юрием Альбертом. У Семенихиных оказалась даже «Слава КПСС II» работавшего особняком Эрика Булатова, на которого привыкли вешать ярлык соц-арта – авторская реплика нулевых годов с его хрестоматийной работы 1975-го.

Но концептуализм, несмотря на признание и невероятную сегодня на него моду, несмотря на его второе дыхание и нежное к нему отношение, не назовешь тенденцией 2000-х, это инерция развития сильного искусства. (Вообще младше Ростана Тавасиева здесь никого нет.) Так что в залах за отмеряемое по-прежнему пятилетками время больше отвечает напоминающая Анну Курникову восковая «Теннисистка» Кулика, именно ОБЪЕКТ масскульта, но с таким выражением лица, что веришь: корт – поле боя не на жизнь, а на смерть. Эпоха в залах гламурно хихикает картинами Виноградова и Дубосарского, иронизирует перевоплощениями во всех на свете Влада Мамышева-Монро, ржет над ворочающимся в гробу вождем пролетариата на видео «Синих носов», расцветает новым большим стилем, не беда что поролоновым, скульптур Сергея Шеховцова. Апогеем эйфорического порыва может стать многое, например плескающиеся в фонтанах десантники в фотографической Landing party Сергея Браткова.

Все это есть – изящные ассоциативные игры концептуалистов, то гламурные, то жесткие игры некоторых других художников, и очень разный юмор разных поколений. И от ума, и в лоб, и раззудись плечо. Разного качества. Но почти все подходит для селфи. Акцентов не расставляют. Принцип показа художников по галереям, которые с ними работали, был попаданием в цель для выставки «Реконструкция». Там как раз панораму арт-мира пытались восстановить в многообразии, которое благодаря галереям, стимулировавшим в 1990-х развитие современного искусства, и было возможным. Когда уже для нулевых годов так структурируют одно частное собрание, каталожный принцип перечисления становится слабым местом. Уровень художников разный, и объединяет их в выставочной подборке разве что визуальная цепкость и приоритет фигуративного искусства. А в остальном – да, у каждого свой вкус, а о вкусах, разумеется, (не) спорят. Коллекция Семенихиных станет частью пазла, по которому будут судить об истории российского contemporary art (а пока «Екатерина» издаст каталог избранных произведений 1985–2015 годов). Недаром пришедшая на вернисаж директор Третьяковки Зельфира Трегулова сообщила, что ее музей был бы рад в перспективе заполучить в дар какую-нибудь работу из этого собрания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
443
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
451
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
552
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
374

Другие новости