Кадр из видео концертов MAMMusic Contemporary. Предоставлено пресс-службой
29 января в Мультимедиа Арт Музее прошло открытие нового музыкального сезона. Ключевой идеей вечера стала попытка иначе взглянуть на наследие американских композиторов-минималистов. Московский ансамбль современной музыки предложил свое прочтение сочинений Райха, Люсье, Ланга и других авторов. В числе прозвучавших опусов было несколько российских премьер.
Мультимедиа Арт Музей, ранее именовавшийся Домом фотографии – один из самых передовых центров современного искусства. Недавно на его базе открылась школа имени Родченко, а с прошлого года организаторы начали включать в число постоянных мероприятий циклы музыкальных вечеров. Поначалу это были проекты под названием «MAMMusic Classic», на которых звучали шедевры классической музыки. Учредители концертов старались привлечь к сотрудничеству выдающихся исполнителей, постоянным гостем музея стал пианист Алексей Гориболь. Постепенно возникла потребность в молодой, активной аудитории, и родилась идея составлять программы из культовых произведений современных композиторов. Соответственно, слово «Сlassic» в заглавии циклов было заменено на «Contemporary».
Первые опыты освоения музыкального авангарда музей проводил совместно с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ). Будучи основанным в 1990 году композитором Юрием Каспаровым, этот коллектив быстро снискал мировое признание. За четверть века своего существования ансамбль гастролировал в 25 странах мира. На его счету около 800 российских и зарубежных премьер, состоящих из сочинений Шостаковича, Рославца, Шнитке, Денисова, Вареза, Ксенакиса, Лахенманна и многих других.
На площадке бывшего Дома фотографии коллектив выступает уже в пятый раз и имеет свою постоянную аудиторию. Поклонники современного искусства разместились не только на зрительских местах, но и в холле, вдоль лестницы, на втором и третьем этажах музея. Собравшаяся публика состояла, в основном, из молодежи. Приятно сознавать, что в наш век гаджетов и интернета еще остались любители живого исполнения. Одна из слушательниц призналась, что посещает концерты современной музыки в поисках вдохновения. И хотя ко второму отделению количество людей несколько поубавилось, желающих понаблюдать за продолжением оказалось более, чем достаточно.
На пороге нового музыкального сезона организаторы и участники проекта поставили себе задачу по-новому взглянуть на наследие американского минимализма. В антракте солист МАСМ Михаил Дубов поделился с автором этих строк творческими замыслами коллектива: «пришло время преодолеть устоявшееся мнение о том, что минимализм – нечто одинаковое и узконаправленное». Энтузиастов-новаторов можно поздравить – задуманное удалось им в полной мере. Во многом, за счет тщательно выбранного репертуара, поразившего разнообразием тем и образов. Российскими премьерами стали два сочинения женщины-композитора Ив Беглариан - «Michael’ s Spoon» для скрипки, кларнета, виолончели и клавишных и «Wonder Counselor» для электрооргана и синтезатора.
По традиции, «первое слово» было предоставлено классику минимализма Стиву Райху. Открывшие вечер «Phase Patterns» выдержаны в лучших традициях этого стиля. Многократно повторяющаяся мелодическая ячейка у электрооргана и синтезаторов рождала атмосферу тревожного ожидания. Тот же эффект произвела и другая знаменитая пьеса Райха, не предполагающая живого исполнения - «Сome Out» для голоса и Live-электроники. Создавая этот опус, композитор работал с так называемыми постепенными процессами смещения фаз. Фрагменты речи тинейджера, взятого под стражу за участие в политической демонстрации, были записаны композитором на две магнитофонных ленты. И при одновременном воспроизведении материала возникает расхождение и интересное фоническое сочетание, напоминающее музыкальный канон.
Значительным контрастом произведениям Райха послужили сочинения Клауса Ланга, Элвина Люсье и Дэвида Ланга. В программке они сопровождались ремаркой «quiet» (бесшумно). Глубокие аккорды рояля, с затрагиванием крайних регистров в «Zwillingsgipfel» Ланга и разрозненные, бесконечно длящиеся звуки флейты погрузили публику в медитативное состояние. Столь сильное эмоциональное воздействие стало возможным благодаря усилиям флейтиста Ивана Бушуева – невероятно тонкого музыканта, в котором крепкая классическая школа соединилась со свободой творческого мышления и открытостью современному искусству.
Самым занимательным эпизодом концерта оказалась пьеса Люсье «Nothing is real» для фортепиано, амплифицированного чайника и электроники. Это любимейшее публикой сочинение многократно исполнялось в России. Лаконичная миниатюра украшена легким налетом театральности. Во второй ее части пианист достает изнутри рояля включенное звукозаписывающее устройство, подключает к электрическому чайнику и оно воспроизводит только что прозвучавший музыкальный отрезок. Солист, доцент Московской консерватории Михаил Дубов привнес в этот маленький шедевр новый оттенок - вслушивание в тишину. По его признанию, главным «материалом» пьесы являются не сами звуки, а то, что остается после них.
Лирическим центром вечера стало произведение Дэвида Ланга «Sweet Air» - одно из немногих, в котором МАСМ выступил почти в полном составе. Короткие отрывистые звуки духовых и пиццикато струнных в претворении Олега Танцова (кларнет), Ивана Бушуева (флейта), Евгения Субботина (скрипка) и Ильи Рубинштейна (виолончель) действительно казались воздушными, и создавали ощущение парящего пространства. Пожалуй, именно в «Sweet Air» ярче всего проявилась удивительная гармония и слаженность ансамбля. А это качество, как известно, является определяющим для успешной деятельности любого коллектива.