Сказка о Муми-троллях по праву считается не только детским произведением - многие взрослые всерьез интересуются книгами про этих персонажей и находят там философский подтекст. Если у вас есть вопросы о добре и совести, о том, как поступить в простых, но не всегда очевидных ситуациях - эта сага, 70-летию которой посвящена нынешняя выставка, для вас. "Шляпа волшебника: Муми-тролли и другие герои нашего детства" – это довольно разносторонние вариации на тему Муми-мира.
На Муми-тему в галерее на Солянке показывают не только архивы комиксов, иллюстрации из сказки, кукольных персонажей из «Муми-троллей», которые снимались в мультфильме, но и современное искусство. Сначала может показаться, что его присутствие на выставке не совсем уместно, ведь Муми-тролли - это герои книжек из детства, которые понятны любому пришедшему на экспозицию, а современный арт уже не любителя. Но кураторы (Федор Павлов-Андреевич, Мария Терещенко, Павел Шведов и Катя Бочавар) сделали шаг вперед. Интерактивные работы современных художников хоть и не о Муми-троллях, но совпадают с ними по настроению, а главный посыл выставки - погрузиться в мир добра и волшебства, который в нужный момент напомнит - действовать надо не только умом, но и сердцем.
Документация перформанса Марины Абрамович и Улая «Вневременная точка зрения» - это видеоряд, на котором изображена лодка, уплывающая от берега в самую даль. Тот, кто стоит на берегу, наблюдает за тем, кто отдаляется, но постоянно слышит стук его сердца в наушниках. Потом люди меняются. Этот перфоманс, конечно же, изначально о любви между мужчиной и женщиной, показывающий, что расстояние для дорогих друг другу людей – это всегда грустно, но не фатально, ведь связь между ними одновременно и хрупка, и нерушима. Но на Муми-выставке он заиграл новыми красками, поскольку духовная связь присуща и дружбе, и всяк живущему на свете.
А вот отдельный зал, посвященный герою саги о Муми-троллях Ондатру, иллюстрирует знаменитый интернет-мем «В любой непонятной ситуации ложись спать»: именно этим и занимаются студенты школы перфоманса PYRFYR, исполняя роль этого персонажа и поочередно меняясь на протяжении проведения выставки. Рядом с кроватью спящего Ондатра лежит его любимая книга «О тщете всего сущего» и висит инструкция «сонного селфи». Если ей следовать и выложить такое селфи в Интернет с нужными хэштэгами, можно выиграть приз за самый забавный снимок.
Оживающие шляпы, говорящие полотна, планетарий Муми-папы весьма увлекательны, но все-таки главное тут - коллекция экранизаций Муми-троллей. На выставке представлены как самые ранние мультфильмы, так и современные из разных стран: СССР, Японии, Финляндии. Разные экранизации тут показывают одновременно на всех телевизорах в зале, и нетрудно заметить, что каждая из них хотя и имеет собственное настроение, но главные герои сказки в них почти не изменялись. Все-таки лучше, чем первоначальный книжный вариант изображения Муми-троллей, мультипликаторы создать не сумели, а вот передать атмосферу удалось вполне органично.
Например, Ольга Божко даже создала настоящий Муми-дол из бумаги и картона, по которому можно пройтись и разглядеть каждую его деталь, прорисованную художницей вручную. Вплоть до маленьких и незначительных героев сказки, населяющих Муми-мир.
Выставочное пространство «Шляпа волшебника» объединяет как ставшие классическими иллюстрации и образы Муми-троллей, так и современные подходы к книге. С одной стороны, довольно рискованный шаг, но, с другой, это позволяет создать эмоциональное переживание и тоньше ощутить именно чувственную подоплеку произведений, передающих настроение волшебной саги.