«Современник», кажется, без потерь переехал на время ремонта своей основной площадки во Дворец на Яузе, элегантно обозвав эти вынужденные гастроли «сезонами на Яузе». Правда, публику прикармливали уже давно, постепенно приучая к новому адресу. Ремонт, кстати, кажется, все еще не начался, а его сроки между тем известны и неизменны – с момента начала работ до их окончания должно пройти 16 месяцев. Хочется, чтобы, помня песню Высоцкого, и допели, и дожили до этого счастья все.
Речь не об этом. «Современник» - не из тех театров, которые с трудом расстаются со своими достижениями. И надо сказать, об эффективности (важнейший сегодня показатель) работы театров можно судить по самым разным показателям, количество премьер – очень важный, но долгая жизнь спектаклей – много важнее, поскольку свидетельствует о заложенном когда-то потенциале. Ну, в «Ленкоме» это, конечно, «Юнона и Авось»: смотришь сегодня и поражаешься, как точно расставлены постановщиком колышки и кнопочки, на которые в нужный момент он как будто надавливает и зрители – сколько уже? сорок лет? больше? – неизменно смеются, плачут… В «Современнике» точно так же с 1989 года неизменно пользуется успехом совсем не Рэй Куни, а – страшная тюремная эпопея по автобиографической повести Евгении Гинзбург «Крутой маршрут.
Но сейчас как раз о комедии. Несколько лет назад в «Современнике» вышел спектакль Родиона Овчинникова «С наступающим…», новогодняя комедия для двух известных артистов, в пору премьеры у нее был даже некоторый крен в антрепризную сторону, поскольку одну из главных ролей, на пару с Сергеем Гармашом, играл Леонид Ярмольник. Потом, не знаю по каким причинам, Ярмольник покинул эту историю, спектакль сошел со сцены, а пользовался он большим успехом, играли его не только как новогоднюю сказку, в любое время года. И вот недавно – спектакль вернулся в афишу, новым партнером бессменного Сергея Гармаша стал петербуржец Игорь Скляр.
Ясное дело, что со Скляром прежний герой – известный телевизионный ведущий, шоумен а кроме того, если воспользоваться стихами Маршака, делец и банкир (возможно, и это), - совсем другой, поскольку не может Скляр сыграть то же самое, что играл Ярмольник. Так оно и есть.
Переполненный зал, репризная пьеса чем дальше, тем чаще прерывается аплодисментами, финальные овации, режиссер (или сам актер) не отказывают себе и публике в удовольствии и во втором действии Скляр поет (зал подхватывает) свой ранний, прославивший его на всю большую страну шлягер про на недельку в Комарово. Очень хороши, как и прежде эпизодические выходы, когда актерам удается в нескольких минутах сыграть этюд «про жизнь», «судьбу» - у Дарьи Белоусовой, Владимира Суворова, в эпизоде замечателен Николай Попков, который играет театрального критика, к которому у каждого из двух героев, актеров, в прошлом – однокурсников, - свой счет. Строгий счет. «Так ты критик??!!» - когда герой Гармаша подступается к соседу с этим вопрсом, становится вправду уже не смешно, а страшно. Ревнивый муж – герой Скляра не так был зол и страшен, как в эти вот секунды герой Гармаша.
Но вот что занятно, с неожиданной – географической, если можно так сказать, точки зрения. Ярмольник – из светских героев, когда он выходил в этой роли, особого разнообразия в игре не было, но что точно было – понимание, КОГО именно играет актер. Не буквально – Эрнста или Урганта (хотя совершенно ясно, что это – разные типы, разные истории, разные характеры, в конце концов). А в принципе, так сказать. А Скляр – не из нашей столичной тусовки, он играет интересно, сложно, но самого героя он как будто недоугадывает, сам себе точно не может ответить на вопрос, кто он – Ургант или Эрнст? Вот что делает разница в 700 километров. Но эта мелочь не мешает публике получить удовольствие, как говорится, по полной программе.