0
4977
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2016 00:01:00

Дмитрий Бертман поставил "Евгения Онегина" по методу Станиславского

Тэги: геликон опера, премьера, евгений онегин, дмитрий бертман


геликон опера, премьера, евгений онегин, дмитрий бертман Татьяна, кажется, отказ Онегина не приняла. Фото Антона Дубровского с официального сайта театра

«Геликон-опера» за полтора месяца обитания в доме на Большой Никитской уже представила две премьеры: после «инаугурационного» «Садко» здесь обрела новую жизнь знаменитая, даже легендарная обстановка комнат Станиславского в Леонтьевском переулке. Речь об античном портике с четырьмя колоннами, которые режиссер при первом же взгляде определил как идеальную декорацию для «Евгения Онегина».

Летом 1922 года Константин Сергеевич эту постановку осуществил. Вот как он описывал сценографию спектакля: «В первой картине оперы колонны и арка приспособлялись к террасе ларинского дома. Во второй картине они образовали типичный для эпохи альков, в котором помещалась кровать Татьяны. В третьей картине арка с колоннами, дополненная боскетным трельяжем, образовала садовую беседку, где происходило свидание Онегина с Татьяной. В четвертой картине между колонн вставлялась лестница, ведущая в танцевальный зал ларинского дома. В пятой картине на мраморные колонны надевались чехлы с древесной корой, превращавшие их в стволы сосен того леса, на опушке которого происходила дуэль. В шестой картине колонны образовали ложу и почетное место для приема на балу генерала Гремина и т.д.». Художник Вячеслав Окунев, точно воссоздав сам портик, обыгрывает его интонационно, создав ностальгическую осеннюю атмосферу. Тихо падает с ветки золотой лист в первой картине, беседку в третьей продолжает пустынная аллея, что, конечно, гармонирует с состоянием Татьяны, предчувствующей холодный ответ Онегина. Но вот с летним платьем Татьяны эта октябрьская погода никак не вяжется (художник по костюмам Ника Велегжанинова).

Режиссер Дмитрий Бертман проводит не столько реконструкцию спектакля, сколько эксперимент. Он корреспондирует не с музейной, архивной составляющей (хотя восстановление спектакля по сохранившимся источникам было бы возможно), а собственно с принципами Станиславского. Сохранив канву мизансцен, Бертман сохраняет и главный нерв – работу с артистом, когда каждый понимает и историю, и мотивацию своего персонажа. Но, как говорит сам режиссер, «наполнение этого рисунка будет идти по методу Станиславского, но уже сегодня».

В ситуации «чувственного» – по определению Дмитрия Бертмана, отличного от «концептуального» – театра, отметим еще раз, именно работа артиста становится ведущей. Как известно, двух одинаково переживающих артистов не бывает – и быть может, работа одного состава будет коренным образом отличаться от работы другого, а потому стоит оговориться, что речь далее пойдет только о впечатлениях от премьерного спектакля. Итак, мы видим общество, столь долго пребывавшее в деревенском заточении, что оно напрочь лишилось и широты мысли, и широты чувств. Традиционно обывателями, сплетниками и мелкими интриганами в «Онегине» рисуются гости на именинах Татьяны – в противовес главным героям. Но у Бертмана и главные герои, в общем, люди довольно недалекие. Капризная истеричка Ольга (Ирина Рейнард) лишь издевается над Ленским и даже в скандальном, трагическом финале ларинского бала обиженно сучит ножками (ее обидели!), совершенно не осознавая произошедшего. Татьяна (Ольга Толкмит) настолько погружена в старые романы, что по ним проверяет свои чувства (в красивого и статного незнакомца вроде бы принято влюбляться?), по ним же гадает – писать письмо или нет? Даже больше – и судьбоносное решение остаться с мужем ей тоже подсказывает книжка! Отказ Онегина она принимает тоже довольно странно – миленько сложив голову ему на плечо. Онегин (Алексей Исаев) производит впечатление дьявола (или вампира) в костюме. Он все время жутковато улыбается, а периодически пытается примериться к шейке Татьяны – не куснуть ли? Очевидно, так Онегин пытается побороть свои старые привычки. Единственный «нормальный» герой – юный поэт Ленский (Игорь Морозов), как известно, вернувшийся из-за границы и дыхнувший совсем иного воздуха. Искренний, влюбленный, дышащий полной грудью молодой человек, конечно, становится жертвой «усадьбы», так что рыдания Онегина над телом выглядят абсолютно «из другой оперы». В этой постановке Онегин не инстинктивно, а методично издевается над «другом». Как правило, Онегин не слышит диалога Ленского и Ольги и появляется лишь на фразе «Котильон со мной танцуешь ты?», элегантно уводя партнершу («Нет, со мной!»). Здесь же он подслушивает разговор и прекрасно понимает, как больно делает Ленскому, заигрывая с Ольгой. Но – не останавливается.

Лирический герой, герой Пушкина и Чайковского погибает, оставляя своих партнеров полными разочарования в веке разочарований: две последние картины происходят в 1920-е в тех самых комнатах, куда выселили гениального режиссера из его собственного дома – чтобы освободить его для гаража Совнаркома.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1117
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
687
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1339
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1335

Другие новости