0
3348
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2015 00:01:00

Основной инстинкт

Тэги: петербург, филармония, концерт, чайковский, иоланта, зимний фестиваль


петербург, филармония, концерт, чайковский, иоланта, зимний фестиваль Жест благодарности дирижера – публике. Фото предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии концертным исполнением оперы Чайковского «Иоланта» завершился XVI международный зимний фестиваль «Площадь искусств». Вместо заболевшего маэстро Юрия Темирканова за пульт встал Павел Бубельников.

В этом году основной акцент на «Площади искусств» пришелся на искусство академического вокала в его разных жанровых преломлениях. Концертов симфонической музыки было четыре, фортепианных вечеров всего два (Борис Березовский и Питер Донохоу), концерт струнного квартета и вовсе один (молодой петербургский «Атриум-квартет»), а событий с участием певцов в фестивальной афише – шесть. Три вокальных вечера и по одному – оперетта («Венская кровь» Штрауса в Театре музыкальной комедии), хоровой концерт в храме Спаса-на-Крови и выступление британского ансамбля Swingle singers. Художественный руководитель фестиваля дирижер Юрий Темирканов когда-то признался, что приглашает на свою зимнюю ассамблею только дорогих его сердцу гостей и хочет слушать только любимую музыку.

Академический вокал всегда был в сфере его самых пристальных профессиональных интересов, начиная с работы в ленинградском Театре оперы и балета им. С.М. Кирова. Но и после ухода оттуда он не оставлял оперу, появляясь в качестве музыкального руководителя оперных постановок в разных частях света вплоть до того, что в Королевском театре Пармы в 2009 году был назначен музыкальным руководителем, а в уходящем году стал почетным пожизненным дирижером академии Санта-Чечилия. И потому «Иоланту» с его участием все очень ждали, зная его боготворящее отношение к музыке Чайковского. Однако на фестивале маэстро было суждено появиться лишь раз – на концерте открытия, где он продирижировал Вторую симфонию Яна Сибелиуса к 150-летию композитора и Второй концерт Петра Чайковского также к юбилею (175 лет со дня рождения). Свое выступление на закрытии Юрий Хатуевич отменил, как заверили в руководстве филармонии, по болезни, что неудивительно: декабрь в этом году выдался в Петербурге аномально теплым, а потому перепады давления стали для многих горожан делом обыденным. Согласившемуся заменить знаменитого маэстро Павлу Бубельникову, к счастью, не пришлось каким-то экстремальным образом вспоминать партитуру «Иоланты». И не только потому, что он давно и хорошо с ней знаком, но и потому, что в ноябре в его родном петербургском театре «Зазеркалье» он дирижировал премьерой новой постановки этой оперы в режиссуре Александра Петрова. И для оркестра, и для певцов не было никакого стресса, когда они узнали о такой замене. Павел Ааронович отличается особой деликатностью и мягкостью нрава, и, пожалуй, трудно сыскать оркестранта или вокалиста, которым с ним было бы некомфортно.

«Иоланта» была исполнена фактически без потерь, пролетев на одном дыхании. Бубельникову удалось идеально передать темиркановскую интонацию в этой опере. Исполнительский традиционализм, благодаря которому об этом легендарном оркестре на Западе и сегодня могут судить как об оркестре великого Мравинского, дал возможность насладиться той «марочной» теплотой, глубоким русским психологизмом и задушевностью звучания, в полной мере отвечающим требованиям стиля Чайковского. Не потому ли именно в «Иоланте» сплелись в плотный, сводящий с ума семантический узел самые важные мотивы оперно-балетного творчества композитора, словно решившего в своей последней опере оставить для потомка последние ответы на вопросы, мучившие его в «Пиковой даме», «Евгении Онегине», «Спящей красавице»? Состав солистов восхитил своим стопроцентным попаданием в образы героев. Исполнительница титульной партии – дебютантка петербургской филармонической сцены Лиана Арутюнян, армянское сопрано с европейским признанием – подтвердила свой статус изумительной ровностью звуковедения во всех регистрах, тембральной красотой и сбалансированной эмоциональностью. Роскошный драматургический контраст явили рыцари Водемон и Роберт – чешский тенор Павел Чернох (еще один петербургский дебютант) и баритон Алексей Марков: один своей бледной нервической, слегка декадентской аристократичностью, другой – бьющим через край жизнелюбием. Бас Михаил Казаков крупномасштабно, во всю мощь, почти по-вагнеровски представил своего короля Рене. Сцена напряженного дуэта Водемона и Иоланты оказалась ключевой, кульминационной, раскрывшей смысл прозрения главной героини, преображения силой одной лишь любви, на фоне которой помощь Эбн-Хакиа (Владислав Сулимский) воспринималась почти уже необязательным гипнотическим маневром.

Музыка Чайковского была одним из главных героев сольных концертов сопрано Ольги Перетятько и баса Ильдара Абдразакова. Ольга обратилась к ней впервые, поставив романсы Петра Ильича в ряд с ариями Россини, где певица чувствует себя царицей, а потому все сравнения в тонкостях интерпретации были в пользу последнего. Ильдар Абдразаков поет камерно-вокального Чайковского нечасто, но давно и успешно, а потому все внимание меломанов было обращено на «Три песни Дон Кихота» Равеля и «Песни и пляски смерти» Мусоргского, которые он спел в Санкт-Петербурге впервые. Слово певца в истории интерпретаций этого мрачного цикла стало откровением, хотя в этом городе, как ни в каком другом, он исполняется с завидной регулярностью, и здесь знают толк в его выдающихся трактовках. Наконец, щедрым приношением в год 100-летия Георгия Свиридова стал вечер его музыки в исполнении меццо-сопрано Олеси Петровой и баса Петра Мигунова в Малом зале филармонии – петербургских певцов, в полной мере отвечающих духу и букве автора песен на стихи Бернса и Блока.

Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1311
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
842
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1582
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1540

Другие новости