Фото Ирины Шымчак, предоставлено пресс-службой фестиваля
В Москве прошёл Первый фестиваль Динары Алиевой «Опера Art». Свой заключительный сольный концерт певица посвятила памяти Елены Образцовой.
Перед началом концерта по просьбе Динары Алиевой на сцену вышла Елена Макарова-Образцо
Первое отделение было практически целиком посвящено Пуччини (за исключением оркестрового вступления — Интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь»).
В сопровождении Госоркестра России им. Светланова под управлением Даниэля Орена (Израиль) прозвучали арии главных героинь из опер «Ласточка», «Сестра Анжелика», «Манон Леско» и знаменитая ария «Vissi d'arte» из II действия «Тоски».
Джакомо Пуччини — один из популярнейших оперных композиторов, — совершенно не щадил голоса певцов. Его оперы, наполненные эмоциями, чувствами и страстями, требовали такой же музыки, а потому, как слушатель не восхищался бы мелодиями его арий, певцам они ставят достаточно сложные и вокальные, и эмоциональные задачи. Динара Алиева, живя искусством, живя любовью (так можно перевести начальные слова Vissi d'arte, visse d'amore), легко и абсолютно естественно пропела первое отделение, не только продемонстрирова
Чувствовалось и особое отношение к композитору, который по-видимому в творческой жизни Алиевой играет важную роль — исполнив Лю из «Турандот», Динара дебютировала на сцене Большого театра в 2009 году, в нынешнем же исполнила Магду в «Ласточке» в постановке Роландо Вильясона в Немецкой опере. Об этом особом отношении к одному из величайших оперных композиторов свидетельствует и то, что перед концертом Динара Алиева передала в дар Консерватории бюст Джакомо Пуччини. (Упомянем, что концерт изначально был запланирован как монографический — в программе фестиваля он обозначен «Пуччини-гала».)
Второе отделение открылось Увертюрой из «Кармен» Бизе, прозвучавшей ярко, празднично и темпераментно. Исполненная затем Ария Микаэллы, при том, что была безукоризненна, несколько не соответствовала традиционному представлению о героини: слишком умно, слишком взросло и слишком насыщенно звучал голос. А образ Микаэлы — невесты Хозе — всё же ассоциируется в первую очередь с мягкостью, скромностью, простодушием и может даже некой наивностью. И хотя в этой арии героиня демонстрирует безрассудную преданность и силу характера, пожалуй, именно наивности и простодушия не хватило.
Впрочем, арии из «Манон» Масне и «Валли» Каталани вернули слушателей в мир страстных и эмоционально неустойчивых героинь, которые в этот вечер получались у Динары Алиевой с особой убедительностью. Заключительный же номер — ария Леоноры из «Силы судьбы» Верди — поразил, как и тонкостью эмоциональных переходов, так и силой голоса: от нежнейшего, вызывающего мурашки пианиссимо в начале, до эффектного конца, где голос звучит над плотным tutti. Здесь стоит особо отметить мастерство Даниэля Орена выстраивать баланс звучания, благодаря которому и возник эффект парящего над оркестром голоса.
После «ударной» оперной программы Динара Алиева спела на бис эффектное болеро Элен из «Сицилийской вечерни» и ариозо Тоски (тем самым вернувшись к Пуччини и изящно замкнув программу).
А между ними слушателям продемонстрирова
По словам Алиевой: «Программа концерта — знак моего глубочайшего уважения памяти выдающейся певицы».