Квартет «Московский» – золотой лауреат конкурса. Фото Игоря Захаркина предоставлено пресс-службой дирекции конкурса
В Москве на сцене Детского музыкального театра имени Н.И. Сац прошел Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, учрежденный правительством РФ и Минкультом три года назад и возрождающий традицию проведения Всесоюзных конкурсов. С 1965 года в Москве состязались только балетмейстеры (о высоком уровне можно судить хотя бы по тому, что первым лауреатом стал Леонид Якобсон), а с 1972-го конкурс включал также соревнования исполнителей и вывел на большую сцену Надежду Павлову, Людмилу Семеняку, Маргариту Дроздову и многих других звезд. В переходное для страны время конкурс прекратил существование.
По нынешним правилам Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов имеет четырехлетний цикл проведения по специальностям «Хореографы», «Характерный и народно-сценический танец», «Современный танец в музыкальном театре», «Артисты балета и хореографы». Заключительный этап является отборочным к Московскому международному конкурсу, который проводится раз в четыре года и состоится теперь в 2017-м.
В номинации-2015 «Современный танец в музыкальном театре» соревновались профессионалы и учащиеся старших классов хореографических учебных заведений в двух возрастных категориях – младшая (16–19 лет) и старшая (19–30 лет) группы. Сначала по видеозаписям отбирали участников из разных федеральных округов. Финальный (очный) этап включал два тура. Данная номинация подразумевает конкурс исполнителей современной хореографии и проводится по двум категориям: 1) солисты и дуэты; 2) ансамбли (трио, квартеты).
В каждой возрастной группе и категории вручаются по три премии (бронзовые, серебряные и золотые медали и от 85 до 390 тыс. руб.) и по два диплома (от 35 до 85 руб. каждый). Кроме того, четыре диплома и денежные премии по 45 тыс. руб. предусмотрены за лучшую хореографию номеров, специально поставленных для конкурса.
Позиции современного танца в России невероятно крепки. Если судить по географии победителей. Наряду с солисткой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Марией Бек, солистом Большого театра Георгием Гусевым и квартетом «Московский» «золота» удостоены Елена Свинко и Екатерина Булгутова из Красноярска и квартет Diamond из Якутска. Среди лауреатов и дипломантов также артисты и студенты из Санкт-Петербурга, Казани, Краснодара, Новосибирска, Перми, Тольятти, Улан-Удэ и Уфы.
Хореография, однако, впечатляет куда меньше, чем география. Хотя все четыре премии, предназначавшиеся хореографам, своих героев нашли (отмечены москвичи Константин Семенов и Вячеслав Пегарев, питерцы Юлия Бачева и Константин Кейхель), представленные в финальном гала полтора десятка миниатюр свидетельствовали о неизбывном, кажется, кризисе постановочной мысли. Замыленная неоклассика, востребованные в «датских» концертах 70-х «акробатические этюды». Кто-то тяготеет к эстрадной эксцентрике, кто-то ищет опоры в сюжете, в худших традициях драмбалета отводя примитивному танцу иллюстративную роль. И мало кто вникает в суть выведенного в заголовок номинации современного танца, того самого contemporary, который и в России давно собирает полные залы. В лучшем (и редчайшем) случае заметно поверхностное знакомство с его базовыми движениями и комбинациями.
Что касается исполнительского потенциала, то, несмотря на настораживающее решение жюри вовсе не присуждать премий солистам и дуэтам – юношам в младшей группе, концерт лауреатов внушил некоторый оптимизм.
И, конечно, безусловный плюс конкурса – внимание к педагогам. Эта незаслуженно остающаяся в тени профессия в танцевальном искусстве – те самые кадры, которые решают все. Во власти педагога – завалить первача и до блеска отшлифовать середняка. А заставить раскрыться талант, представить его во всем блеске – вершина педагогического мастерства. За успешную подготовку участников конкурса премий удостоены Дарья Дмитриева (Якутск) и Елена Андриенко (Москва).