Современный танец в Екатеринбурге. Фото Игоря Желнова
Название фестиваля «На грани» как нельзя лучше подходит к театральному событию, посвященному авангардным сценическим техникам и направлениям, к искусству «на грани будущего», однако слово «грань» в этом названии получает дополнительные смыслы: это не только искусство «пограничных» жанров, но и буквально искусство на границе – на границе Европы и Азии; кроме того, российские труппы contemporary dance вечно находятся на грани выживания – это для них привычное состояние.
Шесть дней, 24 работы 32 хореографов, из них 15 премьер и 5 первых показов – такова статистика события, в котором приняли участие танцевальные компании и хореографы из Франции, США, Финляндии и Эстонии, а также российские участники из Москвы, Самары, Казани, Костромы, Сарапула и «уральского треугольника» – Екатеринбурга, Челябинска, Перми.
Именно в этих городах сформировались и до сих пор успешно работают первые профессиональные contemporary dance компании в России, поэтому нет ничего удивительного в том, что самый представительный фестиваль современного танца появился на Урале, – задумала его музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина. Зритель, который дал себе труд побывать хотя бы на нескольких событиях фестиваля, получил представление о всей полноте современных танцевальных направлений, пластических театральных техник и сфер их бытования на сцене – от детских, условно говоря, тюзовских представлений с активным использованием современного танца до полноразмерных данс-спектаклей со сложным внутренним сюжетом и своей философией.
В обзоре мира contemporary dance на фестивале этого года было дополнительное измерение – историческое, поскольку событие было посвящено юбилею одного из первопроходцев жанра, хореографа из Перми Евгения Панфилова, трагически погибшего 13 лет назад. Обращение к его творчеству позволило вспомнить эпоху 1990 – нулевых годов и показать, насколько быстро развивается танцевальная эстетика.
Были показаны и новые работы театра «Балет Евгения Панфилова». В балете петербуржца Константина Кейхеля «Тревожное небо» мотивы, навеянные поэзией Шарля Бодлера, сталкиваются с музыкой Франца Шуберта, и возникает волнующий контрапункт романтики и декаданса, а «Саломея» москвички Ларисы Александровой, поставленная на музыку Арво Пярта, изобилует неожиданными режиссерскими решениями, хореограф активно и удачно использует видеопроекции и другие современные технологии.
Между открытием и закрытием фестиваля уместилась вся полнота того явления, которое принято называть современной хореографией и которое, как оказалось, далеко не однородно: танцевальное представление Speak Easy американской труппы Company E, полное простодушного веселья, не имеет практически ничего общего с мирообъемлющей философией эстонского театра Fine5, а тот, в свою очередь, – с полным телесности physical theatre екатеринбургского дуэта Zonk; импровизационное начало доминирует в спектакле «После нас» екатеринбургских «Провинциальных танцев», поставленном французским хореографом Фабрисом Ламбером, а в работе другого француза – Рашида Урамдана, сделанной в театре «Балет Москва», импровизации вовсе нет места, все движения просчитаны до миллиметра, как в машине Руба Голдберга.
В Екатеринбурге состоялись четыре премьеры российско-французского проекта FranceDance, в числе прочих – один из самых глубоких спектаклей в программе «На грани» – балет Тома Лебрена «Унесенные 2», поставленный для камерного балета «Пантера» (Казань). Музыка Арво Пярта, как и в случае с «Саломеей», стала основой для танцевального опуса о напряженных духовных исканиях, доказавшего, что современная хореография вовсе не чужда сакрального, не противопоказана ему.
Если уж говорить о глубине и духовности, то здесь вне конкуренции коллектив из Эстонии Fine5. Каждый раз, когда театр, основанный Тийной Оллеск и Рене Ныммиком, приезжает в Екатеринбург, он удивляет зрителей сложной тематикой и глубоко эмоциональным танцем.
На фоне приезжих мастеров не затерялись «хозяева поля» – танцевальные театры из Екатеринбурга и Челябинска. Челябинский театр современного танца показал новую работу своего бессменного лидера Ольги Пона «Встречи» – чрезвычайно эстетский опус, полный возвышенного любования красотой человека, возможностями его тела.
На открытии фестиваля выступал коллектив из Екатеринбурга – «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Его новая работа «Девятая песня» не случайно стояла в программе рядом с миниатюрами Евгения Панфилова: стилистика балета и его творческое обращение к русской народной песне является парафразом знаменитого творения Панфилова «Восемь русских песен».