0
2595
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2015 00:01:00

Кто сгорел – Иоанна или палач?

Тэги: уфа, театр, опера, орлеанская дева


260-8-2_t.jpg
Героическая Иоанна.
Фото Олега Менькова предоставлено
пресс-службой театра

Башкирский театр оперы и балета открыл свой первый после реконструкции сезон премьерой оперы Чайковского «Орлеанская дева». В компании с мэтрами – дирижером Валерием Платоновым и художником Эрнстом Гейдебрехтом – над спектаклем работал молодой режиссер Филипп Разенков.  

«Орлеанская дева», казалось, ждала своего часа: до недавнего времени этот опус Чайковского шел, кажется, только в одном российском театре (в нулевые годы) – Пермском, и дирижером-постановщиком этого спектакля тоже был Валерий Платонов. Но к 175-летию Чайковского о масштабной партитуре вспомнили в Москве (новый музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев дебютировал в театре с концертным исполнением оперы), Челябинске (там этот спектакль называется «Жанна д'Арк», в этом году он номинирован на «Золотую маску») и Уфе. 

Сама загадочная история Жанны д'Арк, и сегодня приковывающая внимание историков, и многочисленные ее художественные интерпретации таят много вопросов – особенно у зрителя нашего времени: мышление, ментальность средневекового человека нам сегодня понять довольно сложно. Возглавить войско доверили девочке, которая доказала, в том числе и тем, что непорочна, свою богоизбранность. На казнь отправили якобы потому, что усомнились в святости и заподозрили дьявольщину. Временная дистанция превращает все это в сериал, но тем не менее вот это «якобы», по сути, работает в любое время. Сегодня ты удобен и – поэтому – свят, завтра – «якобы» виноват и сожжен заживо.      

Спектакль Филиппа Разенкова в том числе и об этом. Но его постановка затрагивает и вопросы веры, самопожертвования, героизма слабых и малодушия сильных. Режиссер противопоставляет истовую силу Иоанны и слабохарактерность короля Карла VII (Артем Голубев), который здесь показан не иначе, как марионеткой в руках придворных интриганов, не исключая и любовницу Агнессу (Резида Аминова). 

Юная Иоанна в начале спектакля – девочка, которой божественная красота мироздания даже открывается чуть шире, чем окружающим. Так впечатляюще сделана первая сцена, где девочка любуется солнечным (или лунным? – сценография Гейдебрехта традиционно мрачная) лучом. Она ищет бога, ищет божественной гармонии – и, уже познавшая поле боя (а значит, ужасы страдания и смерти), находит частичку Бога в сострадании, когда не решается убить рыцаря-предателя (Ян Лейше). А затем и в любви к Лионелю (недаром их дуэт освещает тот самый луч из первого действия) – но именно это и заставит ее усомниться в верности своим клятвам...     

Но также этот спектакль – о предательстве: Лионеля убивают не английские солдаты, а придворные короля, они же – те, кто совсем недавно пел осанну освободительнице, и казнят Иоанну в присутствии самого Карла VII. Только вот гореть в адских муках – как раз им. Sainte Jeanne d'Arc возносится на небеса, в то время как свидетели ее казни и палачи корчатся в смертельной агонии.     

Еще одна тема, которую поднимает режиссер, – о поиске истины, правда, она как раз осталась не до конца ясной. Небольшая группа слепых, на ощупь, стараясь не упустить из рук длинный посох, что связывает всех и не дает потерять друг друга, пробирается «из первого действия в третье», словно намекая на людскую «слепоту».

Некая условность – с намеком на актуальность истории в любое время – здесь передается через костюмы (художник Татьяна Ногинова): под кольчугой короля – вязаный «в косичку» свитер, на одном из солдат – черный берет десантника и двубортное пальто (хорошо, что не кожаное, как у Железного Феликса). В финале в черном, уже безо всякой примеси средневековой амуниции, сопровождают казнь. 

Декорации, как уже было сказано, подчеркивают избранность, особость Жанны – лишь она удостаивается света, остальные пребывают во мраке – будь то коридор замка, где скрывается король, или величественные своды Руанского собора, которые выстраиваются из темных подвижных панелей.    

Валерий Платонов крепко держит это гигантское полотно в своих руках: спектакль, при всех его сложностях (здесь несколько больших хоровых сцен, многоголосные ансамбли), идет очень динамично, оркестр – гибкий, отзывчивый, позволяет работать над нюансами, над частностями, что всегда очень выделяет любую постановку. 

Безусловный лидер этого спектакля – при очень достойных партнерах – Надежда Бабинцева (солистка Екатеринбургского театра оперы и балета) в заглавной роли. Сложнейшую партию Иоанны – по тесситуре, по выносливости, по длительности дыхания – певица выдерживает, не дрогнув. 

Ей же выпадает и самая сложная актерская задача – на развитии образа Иоанны строится драматургия спектакля. Нежная, ранимая, она стоит на перепутье – поверить или нет «голосам», от бога они или от дьявола? – принимает решение и остается верной ему до самой плахи. Самоотверженно она несет флаг своего короля. На поле боя, еле волоча ноги, обессиленная, она выглядит уже совсем иначе, черты ее лица черствеют. В отчаянии опускается она на колени, не в силах выдержать первого предательства – собственного отца, который первым обрушил на дочь подозрения (эта тема, хоть и прописанная у Шиллера, а вслед за ним и у Чайковского, осталась на периферии постановки). С просветленным лицом, словно вспоминая те дни, когда в молитве проводила время у старого дуба, она погибает.  

Уфа–Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1695
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3652
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2703
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2206

Другие новости