Герой новеллы Кафки Грегор Замза в один прекрасный день превратился в насекомое, герой повести английского писателя Энтони Берджеса «Заводной апельсин» Алекс в один не менее прекрасный день лишился имени, став семизначным номером. Повесть и созданный по ней знаменитый фильм Стэнли Кубрика отделяет от нашего времени полвека. Дальнейшее развитие цивилизации показало, что картины, созданные воображением Берджеса, казавшиеся фантастическими и неправдоподобными в момент выхода повести в 1962 году, в наше время стали повседневностью. Насилие, убийство, забвение всякого проявления человечности - норма общества во всем мире. Герой повести, юный правонарушитель Алекс с его тонко развитым чувством прекрасного в современной инкарнации в большинстве своем отбросил прекрасное за ненадобностью. Интеллектуал Берджес, писатель, композитор, лингвист, показал, как тоталитарная педагогика и медицина насильственно превращают человека в законопослушного, тупого члена общества, «заводного апельсина», убив его личность. Автор исследования о Джойсе, он позаимствовал у него слово «orange», которое Джойс в «Поминках по Финнегану» взял из малайского языка, в котором оно означает «человек». Эта игра слов выражает идею Берджеса: рожден человеком, превращен в «овощ». Лингвистические игры Берджеса идут дальше. Он создал «надский язык», язык тинейджеров, одинНАДЦатилетних, двеНАДЦатилетних так далее, представляющий смесь английского и русского. Берджес владел многими языками, включая русский. К тому же он посетил Ленинград и встречался с молодежью. В повести этот язык казался оригинальным и остроумным. Теперь по прошествии десятилетий он стал почти нормой не только для подростков. Словотворчество писателя прочно вошло и в русский, и в английский язык, стерев границу между временем, в которое произошли события, и сегодняшним днем.
Во все эти события с головой окунулись артисты Архангельского областного Молодежного театра во главе с петербургским режиссером Искандером Сакаевым, заразив молодых зрителей, рвущихся на спектакль уже не первый год. Поглощенность публикой происходящим создает особую атмосферу, и все актеры независимо от роли выкладываются до конца. Театр небольшой, технически не оснащенный. Сценограф Елена Сафонова изобретательно выдвинула подиум в зрительный зал, и колени зрителей первого ряда упираются в стенки подиума.
Актерам приходится работать, что называется, на пятачке, и малейшая фальшь сказалась бы немедленно. Актерский ансамбль работает слаженно и точно: все направлено на основную идею спектакля, главным выразителем которой является Алекс (Антон Чистяков). Обаятельный бандит, обожающий и понимающий классическую музыку, особенно Девятую симфонию его любимого, как он фамильярно называет его, Людвига ван. Симфония Бетховена гремит. Ее хоральная часть на слова «Оды к радости» Шиллера со знаменитой строкой «Обнимитесь, миллионы» - главная музыкальная тема спектакля. Исполнителю заглавной роли необходимо оправдать это противоречие: великая музыка и самые низменные инстинкты. Юный преступник хочет оправдать личное насилие, считая, что таким образом он противостоит насилию большого мира, государства, взрослых. Незрелый, одинокий подросток протестует против уродства окружающего его мира, веря в правоту своей борьбы, оправдывая свои преступления тем, что он «кость в горле истеблишмента», что рождает у него ощущение вседозволенности. В повести и в инсценировке Николая Пинчука цитируется некий философ: «Человек убивает то, что любит». Это cтрока из «Баллады Рэдингской тюрьмы» Оскара Уайльда, эстета и страдальца: «Yeteachmankillsthethinghe
Актеры, уже вышедшие из молодежной категории, великолепно вписались в яркий молодежный спектакль, внеся в него свои краски. Это Наталья Малевинская, играющая нелепую задавленную жизнью мать героя и гротесковую старуху в баре; Яна Панова, эксцентричная старуха с кошками и министерша с повадками офисной секретарши; это колоритный, временами нарочито карикатурный, играющий четыре роли Илья Глущенко.
Такой яркий, остро современный спектакль, рождающий в голове зрителей мысли, а в душе чувства, возможен только в театре, в котором живут, а не прозябают.
Архангельский Молодежный театр возглавляет маститый режиссер Виктор Панов. В городе театр именуют театром Панова. Это не частный, государственный театр, и многие инициативы и идеи исходящих очень часто от его главы, знающего современные проблемы молодежи и работающего с молодыми и для молодых.
Архангельск-Москва