В этот день она планировала лично принимать поздравления друзей... Фото Дамира Юсупова с официального сайта Большого театра |
20 ноября Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 90 лет. В дни памяти великой балерины в Москве одна за другой прошли две акции. 18 ноября дневной концерт симфонического оркестра Мариинского театра собрал аншлаг в Концертном зале им. П.И. Чайковского. На сцену Большого театра в свой день рождения планировала выйти сама Майя Михайловна – она лично готовила программу этого вечера. Но судьба распорядилась иначе.
В скорбном жанре, в котором трудно да и страшновато быть оригинальным, Валерий Гергиев предложил креативный подход. В концерте под названием «Майя. Болеро» вышел на сцену с Симфоническим оркестром Мариинского театра и… с Плисецкой. Она на огромном экране шаманила в легендарном балете двух Морисов – Равеля и Бежара (видеозапись 1975 года), а оркестр под управлением Гергиева аккомпанировал танцу вживую. В программе одноактного действа также прозвучали Adagietto из Симфонии № 5 Малера (на эту музыку Плисецкая танцевала «Гибель розы» в хореографии Ролана Пети) и «Кармен-сюита» Бизе–Щедрина, специально для нее созданная в 1967 году Альберто Алонсо. Валерий Гергиев – один из немногих, кто мощью темперамента и тонкостью чутья сродни Плисецкой. Это было достойное ее приношение.
Постановщик состоявшегося 20 ноября на исторической сцене Большого театра вечера «Ave Майя» Андрис Лиепа с концепцией не мудрил. С не свойственной Плисецкой выспренностью фрагменты из ее книги читала Илзе Лиепа. К балетному станку выбегали трогательные девочки в розовых платьицах (учащиеся Детской хореографической школы им. М. Плисецкой из Тольятти). Лучшие партии балерины в трех отделениях исполняли солистки ведущих театров – Большого, Мариинского, Михайловского. Были здесь и «Гибель розы» (Ульяна Лопаткина), и «Болеро» (Диана Вишнева), и «Кармен-сюита» (Светлана Захарова). Одна за другой на сцену выходили Мария Александрова (Китри), Евгения Образцова (Маша из «Щелкунчика»), Екатерина Шипулина (Раймонда), Анжелина Воронцова (Лауренсия), Ольга Смирнова (Одиллия), и еще одна Раймонда – Мария Аллаш, и еще одна Китри – Екатерина Крысанова… А на экране мелькали старые фото и кинокадры. Там кипела жизнь. Здесь проходило мероприятие. Это вовсе не означает, конечно, что балерины наши не хороши. Хороши. Некоторые даже очень. Они техничны, изящны, талантливы. Превосходные балерины у нас были и всегда будут. Такой, как Плисецкая, не будет больше никогда. Вечер как-то особенно остро дал это почувствовать.
Больно за Родиона Константиновича Щедрина. Они были идеальной парой – не в ханжеском, а в самом настоящем, человеческом смысле.
Жаль всех нас, оставшихся без Майи.
Майю не жаль. Это слово и это чувство с ней не вяжутся.
В скорбные дни прощания СМИ часто цитировали одну ее фразу: «Второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!»
Она – прожила.