0
2335
Газета Культура Интернет-версия

19.11.2015 00:01:00

Родина цвета кровавого сорбета

Тэги: московская биеннале, выставка, аниш капур


московская биеннале, выставка, аниш капур Так художник представляет свою родину. Фото автора

Родившийся в Бомбее, живущий в Лондоне скульптор Аниш Капур в Москву приезжал как спецгость VI Московской биеннале современного искусства. Еврейский музей и центр толерантности вместе с лондонской Lisson Gallery устроили первую в России выставку «Моя алая родина» всего-навсего в четыре работы, охватывающие период с 1993 по 2007 год. Кроме одноименного названия выставки объекта речь тут идет и об «Убежище», и о телах – о том, как все это можно вытянуть из пустоты или в ней же утопить, о пустоте как выразительном средстве Капура.

Хотя Капур сам приезжал на открытие своей выставки и даже успел посмотреть Третьяковку и сделать селфи с «Черным квадратом», для московских любителей современного искусства 2015 год в связи с этим художником запомнится все равно не теперешним небольшим показом, а версальским скандалом и лондонской акцией с Ай Вэйвэем. Несколько раз вандалы в Версале исписывали, в том числе и антисемитскими надписями, капуровский «Грязный угол», металлическую воронку ржавого цвета, которую сам художник в одном интервью назвал «вагиной королевы, захватывающей власть». А по столице Туманного Альбиона Капур прошел в сентябре вместе с Ай Вэйвэем, набросив на плечи одеяло – в знак поддержки беженцев по миру.

Аниша Капура привычно зачисляют в скульпторы, несмотря на то что он толкует об «измерении, сотканном из пространства и времени», а три кита его работ – сталь, воск и цвет. Выразительность, «перешагнувшая» через многие приемы привычной скульптуры, тяготеющая к абстракции, завороженная пустотой и из этой пустоты пытающаяся «выманить» какие-то образы в воображении смотрящего. Недаром художник числится в группе «Новая британская скульптура», как, например, Энтони Гормли, которого привозили сюда же, на улицу Образцова, в 2009 году, когда здесь еще квартировал «Гараж» и которого тоже вспоминают, говоря о неоэкспрессионизме. Капур в 1990-м представительствовал за Великобританию на 44-й Венецианской биеннале, получив там Premio Duemila, год спустя забрал Премию Тернера, а к сегодняшнему дню в списке его наград – и титул кавалера ордена Британской империи, и рыцарское звание. Наконец, в 2009-м он стал первым среди ныне живущих творцов, удостоившимся показа в Королевской академии художеств Лондона.

Если снова открутить время назад, так еще в 1990-м он говорил, что возвращается «к идее повествования, не рассказывая о том, что позволяет ввести в работу психологию, страх, смерть и любовь» и что его пустота – не о невыразимом. Те слова 25-летней давности работают до сих пор, притом Капура не упрекнешь в однообразии. Увы, привезенные в Москву четыре работы (к слову, в этом здании другую капуровскую работу уже видели шесть лет назад в основном проекте III Московской биеннале – Push-Pull II) показывают скульптора крупицей сделанного, и по-настоящему представительная российская выставка этого художника еще ждет своего часа. Вставшая в заглавие «Моя алая родина» (2003) – это круг радиусом 12 м, по которому медленно, едва заметно, но бесконечно движется эдакая часовая стрелка, упрямо очищающая свой маршрут от всего лишнего. Лишнее – часть того же круга, воск цвета то ли черносмородинового сорбета, то ли губной помады, то ли мяса и крови. Это лишнее сваливается по краям в горки «ошметков». Это и липкий поцелуй гигантских губ, и жернов истории, и хождение по кругу, и круг(оворот) человеческой жизни. Аморфность вязкой восковой массы в сочетании с четкостью круга. Все, как видно, очень просто (на этикетке: «воск, масляная краска, сталь, мотор»). Простота завораживает – в ней можно увидеть бездну.

Отчего-то по разным краям выставки оказались «Мое тело, твое тело» (1993), бархатистая темно-синяя воронка, как черная дыра, которая вот-вот засосет неизвестно куда, и «Убежище» (2007), подвешенная к стене здоровенная «плошка»-полусфера с желтым нутром, кажущимся – хотя вот же, сбоку видна глубина – бездонным. Знаешь трюки, вернее, даже знаешь, что трюков, кроме создания иллюзии, и нет, а поддаешься. Капуровское обращение с цветом, с расширением пространства, с его влиянием на смотрящего сродни работе со светом и цветом Джеймса Таррелла, которого в Бахметьевском гараже показывали в 2011-м.

Вообще, устройство выставки – к сожалению, самая слабая тут часть. Для «Родины…» хотелось бы большего простора, возможности дистанции, в то время как плюшевая воронка «Тела…», притулившаяся на огромной стене, наоборот, страдает тут кислородным отравлением. «Убежище» оказалось и вовсе на окраине ойкумены, и между ним и первыми двумя работами ширмой из разряда кривых зеркал установлено «S-образное» (2006), которое утрирует и даже переворачивает все, что попадает в поле его «зрения». Ансамбль из капуровских объектов тут не складывается, и кажется, что установили их именно так просто потому, что надо было хоть как-то поставить. Впрочем, вопреки даже нескладной структуре тут некстати просыпается детское желание все потрогать руками и, так сказать, влезть во все розетки, но смотрители едва ли не бдительнее обычного предупреждают эти порывы. А бездна ведь, даже если знаешь, где заканчивается, – и никакого ломоносовского «звездам числа нет, бездне дна» тут на самом деле нет, она все равно манит. Капур строит визуальный аттракцион, иллюзию, чтобы зритель наполнил их пустоты своими ассоциациями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1601
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1797
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1909
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4281

Другие новости