Пушкинская легкость на сцене Большого театра. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр
Оперную афишу Москвы украсили две премьеры и одно возобновление. В Камерном театре им. Покровского представили оперу Яначека «Лиса-плутовка (сказка для взрослых)», на Малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко – «Кроткую» Джона Тавенера и, наконец, в Большом театре режиссер Дмитрий Черняков лично проконтролировал ввод новых солистов в свою постановку «Евгения Онегина».
Режиссер Михаил Кисляров на пресс-конференции признался, что даже позавидовал коллегам из Детского музыкального театра им. Сац – в выборе варианта названия для постановки опуса Яначека там остановились на титуле «Лисичка. Любовь». «Нашему спектаклю такой заголовок подошел бы идеально», – сказал Михаил Степанович. Оба театра обратились к опере Яначека (на самом деле она называется «Приключения лисички-плутовки») с концепцией недетской оперы, а в Камерном театре и возрастной ценз выставили на максимальную отметку 16+. Идея этой постановки – о неком идеальном представлении о любви, которая для главного героя спектакля Лесничего концентрируется в образе красивой рыжеволосой девушки: словно иллюзия, ускользающая мечта, возникает на сцене пара влюбленных. Эту «иллюзию», в свою очередь, напоминает Лесничему лисичка, которую он поймал в лесу и безуспешно попытался приручить. И образ лисички будет преследовать его всю жизнь. Финал – у Яначека открытый и загадочный (тем, что трактовка его может содержать сколь угодно вариантов, от мотива сна до мотива смерти) – Кисляров трактует как пантеистический гимн.
Любопытно, что, заявляя спектакль для взрослых, в сценографии постановщики ориентируются на детские приемы: чудесные звери и насекомые средствами оригами, высокая трава словно вырезана из цветной бумаги, собачья будка – из фанерного конструктора и так далее (художник Ася Мухина). Видимо, еще одна загадка Яначека.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко один из немногих балует публику экспериментами с современной оперой. На Малой сцене театра шел «Гамлет» Кобекина, спектакль Дмитрия Крымова и композитора Кузьмы Бодрова «Х.М. Смешанная техника», здесь показали два совместных с консерваторской Студией новой музыки проекта – оперу Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей» и «По ту сторону тени» Владимира Тарнопольского. Теперь – совместно с проектом «Открытая сцена» – представили «Кроткую» Джона Тавенера (1944–2013), известного в России прежде всего как британец, принявший православие и тесно связанный с русской культурой. «Кроткая» появилась как раз в год православного крещения композитора (1977). Партитуру, для которой композитор избрал принцип додекафонии, объединяет фраза, посвященная странствиям души: ее поет голос «с небес», постепенно проникая в сознание главной героини спектакля и подводя ее к самоубийству. «Джон до конца так и не ответил для себя: смерть героини – суицид или шаг в иную жизнь?» – говорит вдова композитора.
Не дает, кажется, ответа и режиссер спектакля Мария де Валюкофф, которая заставляет героев – и зрителей – дважды прожить историю из рассказа Достоевского. Сначала это драматический спектакль (где звучат фрагменты из песен Тавенера на стихи Ахматовой), затем – музыкальный. Не сказать, чтобы эти две «жизни» рассказа были по-разному прочитаны или даны, скажем, от лица разных героев, как используют этот прием в кино. В любом случае, сам факт звучания этой партитуры на московской сцене примечателен: оркестром (или скорее ансамблем) дирижирует молодой Иван Великанов, партии главных героев поют солист Театра им. Покровского Борислав Молчанов и Инна Клочко, которая выступает в обеих половинах спектакля, демонстрируя и хорошую пластику, и талант драматической актрисы.
Наконец, практически по коммунистическим заветам, «жил, жив и будет жить» спектакль Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин» в Большом театре. Девять лет прошло с момента премьеры: тот срок, когда про любую постановку можно сказать, что она «морально устарела», и в 90 случаев из 100 быть правым. Но – не об этом спектакле, его нерв пульсирует, он, как и прежде, смотрится на одном дыхании, и в пятый, и в 25-й раз. Не все пока удается новому ансамблю: слишком картинна Ольга (Юлия Мазурова), стервозна Татьяна (Асмик Григорян), «расплывчат» Онегин (Андрей Жилиховский). Совсем иной вышел Ленский – молодому Богдану Волкову пока не под силу показать сокрушительную трагедию своего героя, жизнь которого прерывается еще до дуэли. Но так ему здорово удается роль бессильного, беспомощного птенца, который не в силах преодолеть циничность окружающих, что Волков дарит Ленскому другой – но не менее сильный образ. Наблюдения эти касаются только проникновения в роль, поют все новички отлично. Пожалуй, это самый удачный кастинг за последние пару сезонов, включая и приглашение дирижера: для Александра Ведерникова это такая же ностальгическая история, как и для многих в зале, и трепет встречи с любимой постановкой чувствуется кожей. Пожалуй, это и самый удачный спектакль в афише театра последнего времени. Без него было бы совсем грустно.