0
3781
Газета Культура Интернет-версия

12.11.2015 00:01:00

Последние премьеры в оперных театрах Москвы

Тэги: большой театр, камерный театр, премьеры


большой театр, камерный театр, премьеры Пушкинская легкость на сцене Большого театра. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Оперную афишу Москвы украсили две премьеры и одно возобновление. В Камерном театре им. Покровского представили оперу Яначека «Лиса-плутовка (сказка для взрослых)», на Малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко – «Кроткую» Джона Тавенера и, наконец, в Большом театре режиссер Дмитрий Черняков лично проконтролировал ввод новых солистов в свою постановку «Евгения Онегина». 

Режиссер Михаил Кисляров на пресс-конференции признался, что даже позавидовал коллегам из Детского музыкального театра им. Сац – в выборе варианта названия для постановки опуса Яначека там остановились на титуле «Лисичка. Любовь». «Нашему спектаклю такой заголовок подошел бы идеально», – сказал Михаил Степанович. Оба театра обратились к опере Яначека (на самом деле она называется «Приключения лисички-плутовки») с концепцией недетской оперы, а в Камерном театре и возрастной ценз выставили на максимальную отметку 16+. Идея этой постановки – о неком идеальном представлении о любви, которая для главного героя спектакля Лесничего концентрируется в образе красивой рыжеволосой девушки: словно иллюзия, ускользающая мечта, возникает на сцене пара влюбленных. Эту «иллюзию», в свою очередь, напоминает Лесничему лисичка, которую он поймал в лесу и безуспешно попытался приручить. И образ лисички будет преследовать его всю жизнь. Финал – у Яначека открытый и загадочный (тем, что трактовка его может содержать сколь угодно вариантов, от мотива сна до мотива смерти) – Кисляров трактует как пантеистический гимн. 

Любопытно, что, заявляя спектакль для взрослых, в сценографии постановщики ориентируются на детские приемы: чудесные звери и насекомые средствами оригами, высокая трава словно вырезана из цветной бумаги, собачья будка – из фанерного конструктора и так далее (художник Ася Мухина). Видимо, еще одна загадка Яначека. 

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко один из немногих балует публику экспериментами с современной оперой. На Малой сцене театра шел «Гамлет» Кобекина, спектакль Дмитрия Крымова и композитора Кузьмы Бодрова «Х.М. Смешанная техника», здесь показали два совместных с консерваторской Студией новой музыки проекта – оперу Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей» и «По ту сторону тени» Владимира Тарнопольского. Теперь – совместно с проектом «Открытая сцена» – представили «Кроткую» Джона Тавенера (1944–2013), известного в России прежде всего как британец, принявший православие и тесно связанный с русской культурой. «Кроткая» появилась как раз в год православного крещения композитора (1977). Партитуру, для которой композитор избрал принцип додекафонии, объединяет фраза, посвященная странствиям души: ее поет голос «с небес», постепенно проникая в сознание главной героини спектакля и подводя ее к самоубийству. «Джон до конца так и не ответил для себя: смерть героини – суицид или шаг в иную жизнь?» – говорит вдова композитора. 

Не дает, кажется, ответа и режиссер спектакля Мария де Валюкофф, которая заставляет героев – и зрителей – дважды прожить историю из рассказа Достоевского. Сначала это драматический спектакль (где звучат фрагменты из песен Тавенера на стихи Ахматовой), затем – музыкальный. Не сказать, чтобы эти две «жизни» рассказа были по-разному прочитаны или даны, скажем, от лица разных героев, как используют этот прием в кино. В любом случае, сам факт звучания этой партитуры на московской сцене примечателен: оркестром (или скорее ансамблем) дирижирует молодой Иван Великанов, партии главных героев поют солист Театра им. Покровского Борислав Молчанов и Инна Клочко, которая выступает в обеих половинах спектакля, демонстрируя и хорошую пластику, и талант драматической актрисы. 

Наконец, практически по коммунистическим заветам, «жил, жив и будет жить» спектакль Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин» в Большом театре. Девять лет прошло с момента премьеры: тот срок, когда про любую постановку можно сказать, что она «морально устарела», и в 90 случаев из 100 быть правым. Но – не об этом спектакле, его нерв пульсирует, он, как и прежде, смотрится на одном дыхании, и в пятый, и в 25-й раз. Не все пока удается новому ансамблю: слишком картинна Ольга (Юлия Мазурова), стервозна Татьяна (Асмик Григорян), «расплывчат» Онегин (Андрей Жилиховский). Совсем иной вышел Ленский – молодому Богдану Волкову пока не под силу показать сокрушительную трагедию своего героя, жизнь которого прерывается еще до дуэли. Но так ему здорово удается роль бессильного, беспомощного птенца, который не в силах преодолеть циничность окружающих, что Волков дарит Ленскому другой – но не менее сильный образ. Наблюдения эти касаются только проникновения в роль, поют все новички отлично. Пожалуй, это самый удачный кастинг за последние пару сезонов, включая и приглашение дирижера: для Александра Ведерникова это такая же ностальгическая история, как и для многих в зале, и трепет встречи с любимой постановкой чувствуется кожей. Пожалуй, это и самый удачный спектакль в афише театра последнего времени. Без него было бы совсем грустно.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1770
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3743
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2800
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2282

Другие новости