0
11153
Газета Культура Интернет-версия

30.10.2015 12:35:00

Иоланта осталась без поддержки

Тэги: большой театр, премьера, иоланта, опера


большой театр, премьера, иоланта, опера Иоланта - Динара Алиева. Кадр из программы т/к "Культура"

Премьерные спектакли оперы Чайковского «Иоланта» идут в Большом театре. Обозреватель «НГ» по стечению обстоятельств побывала на втором спектакле – к большому сожалению, картина, открывшаяся за пределами парадного фасада премьеры, оказалась крайне печальной: и речь даже не о несостоятельности режиссерского решения, а о том, что в главном театре страны не набралось солистов для второго состава.

Пару слов о постановке – к сожалению, режиссер Сергей Женовач просто не дает возможности развернуто написать о его решении оперы Чайковского. На сцене - огромный ангар в разрезе, он поделен на две части – черную и белую, в обеих стоят пульты и стулья для маленького оркестрика (художник Александр Боровский). В одной из половин, как нетрудно догадаться, обитает Иоланта, в другой – ее слуги. Решение не самое оригинальное, но суть дела отражает верно – слепая девушка, не подозревающая о своем увечье, обитает в своем замкнутом мире, она, несмотря на присутствие свиты и подруг, одинока. Единственный, кто решится открыть дверь на ее половину – не ведающий обстоятельств Водемон, в финале сцену зальет свет, Иоланта сделает шажок вперед и покинет свою темницу. 

Это – все. Собственно постановки здесь нет: ни мизансцен, ни психологических характеристик персонажей, ни развития их образов. Ни – учитывая стену – взаимодействия с ключевой героиней оперы. В начале Женовач пытается показать, что за люди окружают Иоланту: фривольные девицы заигрывают с музыкантами, кормилица Марта от них не отстает, несмотря на наличие мужа. Но и это брошенная линия: весь остальной спектакль хор и солисты (король Рене, в частности), с безразличными лицами лишь меняют свое положение – то у одной стены постоят, то у другой… Да, очень «оригинально» решены выходные ариозо Роберта и Водемона – они поют их , вскакивая на стулья. Режиссер, который известен своими работами именно в стиле русского психологического театра, оказался абсолютно несостоятелен в опере. Надежда Большого открыть русского Дзеффирелли (он по профессии – режиссер драматического театра ) в очередной раз терпит крах.

Но постановка – не самое печальное, в конце концов, бывают спектакли удачные, бывают не очень, эта – никак оперу Чайковского не раскрывает, но и не делает зла. Концерт в красивых костюмах, в них, кстати, наряжены даже музыканты оркестра – там тоже все поделено на две половины, один играют в традиционных нарядах (белая рубашка, черный пиджак), другие – в панталонах, жилетах и рубашках с жабо. Опечалило музыкального обозревателя «НГ» исполнение, оно, к сожалению ни при каких обстоятельствах не достойно Большого театра. Уход Владимир Федосеева с постановки тихо замят – ни одна из сторон ситуацию не комментирует (официальная версия – подвело здоровье маэстро, но это, скорее всего, неправда, или не вся правда). Слава богу, разрыв не окончательный - Владимир Иванович заявлен в зимней серии. 

Отметим, что музыкальная драматургия этого спектакля была предложена именно Федосеевым. Помня, что «Иоланта» писалась в пару к «Щелкунчику» для исполнения в один вечер, Федосеев предложил и сейчас объединить эти два сочинения. Конечно, о том, чтобы объединить полноценный балет и оперу в один вечер, сегодня не может быть и речи, но компромиссный вариант найти можно. Так, прологом к Иоланте звучит сюита из «Щелкунчика» - как часть целого: не способная видеть, Иоланта постигает мир «ушами», и музыка – одна из центральных составляющих ее гармоничного мира (в продолжение этой мысли, вероятно, и оркестр на сцене). Мы видим, как она отдается музыке, движется ей в такт, вальсирует, или просто, сидя, сопереживает. Увертюра к «Иоланте» начинается вслед за Вальсом цветов, а перед этим на сцену выносят корзину роз – тех самых, что и выдадут Водемону слепоту Иоланты.

Премьерными спектаклями дирижирует Антон Гришанин – крепкий, профессиональный музыкант, но вот, к сожалению, пока оркестр в его руках лишь аккомпанирует, не претендуя на собственное интерпретационное высказывание. Да и оркестр не идеален: даже в «Щелкунчике», который из репертуара театра не уходит, звучит фальшь.

Куда хуже дело обстоит с солистами. Первый состав, по отзывам коллег (и нет причины им не верить), был достойным: Екатерина Морозова, выпускница Молодежной оперной программы, Игорь Головатенко, певец, который всегда гарантирует качество и умеет раскрыть своего героя (одна из последних его ярких работ – заглавная роль в концертном исполнении оперы Тома «Гамлет» ), тенор Олег Долгов, одно из последних и очень удачных «приобретений» театра, певец с хорошим голосом и колоссальным опытом (как солист Симфонической капеллы он перепел, кажется, весь теноровый репертуар). 

Но за глянцевым фасадом премьеры оказалась… пустота. У Большого театра, где пять лет функционирует Молодежная оперная программа, подарившая театру дюжину солистов, не нашлось второго состава для «Иоланты»! Бас Михаил Казаков (Король Рене), некогда первач, один из лучших Борисов Годуновых последнего времени, напрочь потерял форму и уже не может управлять своим голосом.. За ним – и Валерий Алексеев (Эбн-Хакиа), певец уже возрастной, со всеми вытекающими проблемами. Роберта пел Андрей Жилиховский, свой главный номер («Кто может сравниться с Матильдой моей») он постарался сделать выразительным (несмотря на нелепую позу на стуле), ну а голос у него замечательный. 

А вот когда запел Водемон – пришлось замереть. Неизвестно, каким образом попал на историческую сцену Большого тенор из Екатеринбурга Ильгам Валеев, который и у себя в театре поет (чаще - кричит) неровно. Здесь же певец срывался в каждой фразе, так что в какой-то момент за него стало страшно (а за театр - стыдно), казалось, что до конца он просто не допоет. В ситуации, когда за кастинг отвечает некая художественная коллегия (то есть когда персональная ответственность не лежит ни на ком), видимо, и будут возникать такие ситуации. Очень бы хотелось, чтобы на этом спектакле присутствовал музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев и сделал соответствующие выводы. Не исключено, что появление Валиева – стечение обстоятельств (экстренная замена, например). Бывает: но череда форсмажоров (которая началась с ухода Федосеева) уже свидетельствует о том, что какие-то театральные механизмы дают сбой. Ведь работает в Большом бесперебойно новый сувенирный магазин? Так почему бы не обеспечить два премьерных состава достойными составами – с подстраховкой на случай нестандартных ситуаций?

Очень жаль, что Динаре Алиевой (Иоланта) достались такие партнеры, как раз она великолепно справилась со своей партией, даже идеально. Певица, которая осторожно вступает на территорию русской музыки (об этом она часто говорит в своих интервью), с огромной ответственностью отнеслась к подготовке, партия выучена идеально. Хорошая кантилена, прекрасная фразировка, отличные верхние ноты, ровность переходов – все это вкупе с очень красивым, насыщенным голосом позволяет наслаждаться ее работой. А ей все это дает ту свободу, когда можно подумать о смысловом интонировании своей партии. Все чувства своей героини она выражает в пении (пространства для актерской игры режиссер ей не оставил): сомнение, страх, отчаяние, решительность, счастье. Эта работа – настоящая, достойная великих певиц, для которых и существует эта великая сцена. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1774
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3748
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2803
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2285

Другие новости