Молодой куратор молодежной биеннале. Фото пресс-офиса V биеннале молодого искусства |
Московскую международную биеннале молодого искусства решено отдать на откуп не только молодым художникам, отныне и для кураторов этого смотра возрастной лимит – 35 лет, что логично и по «профилю» биеннале, и в условиях небольшого финансирования. На пресс-конференции организаторы пятого фестивального выпуска, основной проект которого пройдет с 1 июля по 10 августа 2016 года в пространстве Трехгорной мануфактуры, рассказали первые подробности. Основной проект сформирует 32-летний британский куратор Надим Самман. Планов громадье – при не то что неподтвержденном, но даже прогнозируемом с большой осторожностью бюджете. Поскольку на этом обожглись устроители «взрослой» VI Московской биеннале современного искусства, относительно молодежного смотра, который всегда финансировался скуднее, возникают – конечно, с надеждой на лучшее – опасения.
К полуюбилейному изводу биеннале молодого искусства подходит с несколькими новшествами. Растет в смысле своего возраста, молодеет в смысле кураторского и посматривает на больших. Вместо упраздненной и несколько казенно звучавшей должности исполнительного директора тут будет гордо звучащий – по крайней мере применительно к сфере contemporary art – комиссар. Роль Иосифа Бакштейна для молодежного фестиваля вместе с менеджерскими обязанностями делегирована Екатерине Кибовской, сестре руководителя столичного Департамента культуры. Выбранный биеннальным Экспертным советом (подробнее читайте на сайте «НГ» от 26.10.15) Надим Самман писал диссертацию по эмигрировавшим в Нью-Йорк российским художникам: Илье Кабакову, Комару и Меламиду, Грише Брускину, Римме и Валерию Герловиным… «О том, как им удается или не удается вписаться в местный музейный контекст, об отношении к ним институций и критиков. А когда я решил стать куратором, работал в Лондоне с художниками из Восточной Европы и России», (впрочем, ни Лондоном, ни Восточной Европой не ограничиваясь), – комментирует он свое увлечение российским искусством. Самман подготовил больше 40 выставок, из них две в Москве – и вместе с Карсоном Чанем в 2012 году был сокуратором IV Марракешской биеннале.
Покоя не дает проклятый вопрос: кто будет платить? Вернее, не кто – это-то понятно: Минкультуры с Департаментом культуры Москвы плюс спонсоры и партнеры, – а когда и сколько? На пресс-конференции замминистра культуры Александр Журавский сообщил, что на настоящий момент выделено 2,5 млн руб., и, до тех пор пока не утвердят бюджет на 2016 год, говорить об итоговой сумме от министерства рано. Но тут надеются, что она будет сравнима с выделенной ведомством в 2014-м на прошлую биеннале. Тогда это было 14,5 млн руб. – но и валютный курс, что особенно чувствительно для смотра с международным статусом, был иным.
«Стартовый капитал» в 2,5 млн руб., конечно, озадачивает. Хотя схема финансирования не изменилась: на IV биеннале молодого искусства Министерство культуры в 2013-м на подготовительные работы сначала выделило 2,7 млн руб., а уже в апреле 2014-го – остальное, всего 14,5 млн руб. Столичный Департамент культуры профинансировал смотр на ту же сумму – и сейчас тоже готов поучаствовать на 50%. Около 7 млн руб. организаторам биеннале-2014 удалось собрать вне бюджета. По биеннальным меркам – деньги очень скромные, но фестиваль тогда состоялся. Сейчас это было бы еще меньше, но главный вопрос – в принципе финансирования. Уже открывшийся прием заявок от молодых художников завершится 10 декабря. Бюджет на 2016-й, как предполагают в Минкультуры, будет утвержден в начале года. Надо полагать, с учетом всех праздников, не раньше конца января – а биеннале должна открыться 1 июля. То есть для организаторов смотра – это жизнь на вулкане. Куратор выбирает работы, продумывает их ансамбль, надеясь на то, что финансирование поступит в полном объеме и как можно скорее. Если нет, придется срочно что-то переигрывать, а для большой, сложносоставной выставки это чревато потерями.
Следующий вопрос, тоже возникающий из раза в раз: почему при том, что показателем успеха для чиновников служит, увы, посещаемость, присутствие биеннале в Москве в плане городской рекламы традиционно было незаметно или почти незаметно? Биеннале 2014-го в Музее Москвы посмотрели всего 5–7 тыс. человек, а Трехгорная мануфактура – несравнимо менее известный широкой публике маршрут. Интересующиеся актуальным искусством придут, но всем хочется, чтобы биеннале не была «инсайдерским» форматом.
Deep Inside, или «Глубоко внутри» – с этими словами Надим Самман объединит молодых художников. Выбранную для основного проекта тему он объясняет тем, что мировые проблемы не зависят от места жительства, что границы от экологических до экономических в сегодняшних глобальных условиях размыты. От любых проблем, комментирует он, можно пытаться сбежать, но интереснее задуматься над тем, какие ответы нынешним вызовам может дать культура, не скользя по поверхности, а анализируя процессы. Словом, акценты в панораме современности, которую изобразит выставка, могут быть расставлены и так и эдак – как и у всех биеннале, тема максимально широка. Остается надеяться, что финансирование позволит планам сбыться, и «Глубоко внутри» не станет желчной ассоциацией с экономическим состоянием отдельно взятой страны, которую в народе выражают более красноречивыми словами.