|
Объявлено имя нового руководителя балетной труппы Большого театра, им станет Махар Вазиев. К своим обязанностям он приступит 18 марта 2016 года, сразу после завершения контракта Сергея Филина. Контракт с Вазиевым подписан, сообщил генеральный директор театра Владимир Урин.
Махар Вазиев – представитель петербургской балетной школы (он выпускник Вагановского училища), обладает уникальным опытом управления на родине и за рубежом: 13 лет он возглавлял балетную труппу Мариинского театра, последние семь лет работает в должности арт-директора (худрука) балетной труппы театра Ла Скала. Владимир Урин, представляя Вазиева, отметил его плодотворную работу в обоих театрах: «Это были замечательные годы Мариинского театра, ознаменовавшиеся появлением выдающихся исполнителей, новых хореографов… Театр практически каждый год бывал в Москве, и любители балета имели возможность оценить качество той труппы, которой руководил Махар Вазиев». «Да и Ла Скала приезжал на гастроли в Москву, и мы могли видеть, сколько сил надо было приложить, чтобы поднять эту труппу на соответствующий профессиональный уровень», – продолжил Владимир Урин. В ближайшие полгода Вазиев будет по возможности приезжать в театр для обсуждения репертуарных планов, решения организационных и творческих вопросов.
«На сегодняшний день Вазиев, думаю, едва ли не единственная реальная фигура, которая годится для этой работы, – комментирует ситуацию балетный обозреватель «Независимой газеты», кандидат искусствоведения Наталия Звенигородская. – Балет требует дисциплины в любом смысле, и Вазиев умеет этого добиться. Плюс, надеюсь, он сумеет выстроить хоть какую-то последовательную репертуарную линию. Во всех смыслах и опыт работы в Ла Скала очень полезен. Парадокс, но принесший вред авторитаризм, по моему убеждению, необходим в театре (по крайней мере в русском театре). Просто палку не надо перегибать».
Новость об отставке Сергея Филина (точнее, о том, что его контракт продлен не будет) была объявлена летом, имя же преемника называют в конце октября, со второй попытки (еще в конце сентября брифинг о назначении – предположительно – Вазиева – был отменен в день объявления). Очевидно, что кандидатов на эту должность было не так много (хотя, казалось бы, стоит только пальцем щелкнуть, и претенденты выстроятся шеренгой). На вопрос, чем можно объяснить, столько долгие и тщательные поиски нового управленца в балете, Наталия Звенигородская отвечает: «Прежде всего, думаю, конечно, кризисом. А сам многолетний кризис балетных лидеров обусловлен, мне кажется, прежде всего, тем обездвиживающим, отбивающим не только желание, но и способность к какой-либо инициативе, а главное – к ответственности, авторитаризмом, которым отличались лидеры прошлых поколений. К тому же многое решал (да и сейчас нередко решает) страх перед более молодым и, возможно, более талантливым или деловым. Не случайно же, что Юрий Григорович не вырастил творческого наследника для Большого театра. И в этом смысле очень хорошо, что у Махара Вазиева нет претензий на звание хореографа. Он менеджер. В данном случае – кризисный. Будем надеяться, хороший».