Сегодня на пресс-конференции, посвященной V Московской международной биеннале молодого искусства, объявили первые подробности смотра, основной проект которого покажут с 1 июля по 10 августа 2016 года в пространстве Трехгорной мануфактуры.
Строить главную биеннальную выставку, заявки на участие в которой можно подавать с 27 октября по 10 декабря на сайте www.youngart.ru художникам до 35 лет, стал 32-летний куратор и историк искусства из Великобритании Надим Самман. (По тому же адресу ждут заявок от молодых кураторов - на участие в двух стратегических проектах биеннале). Согласно пресс-релизу, на кураторском счету Саммана около 40 проектов: в Венеции, Вене, на острове Кокос, в Марракеше(где Самман вместе с Карсоном Чанем курировал IV Марракешскую биеннале). Но российскому зрителю, возможно, больше Надим Самман известен как куратор выставок Александра Пономарева в Венеции и в Москве: в августе в Мультимедиа Арт Музее они представиливыставку «Антарктопия», что в прошлом году открывала павильон Антарктиды на 14-й Архитектурной биеннале в Венеции.
Кроме того, в 2013-м в рамках параллельной программы V Московской биеннале современного искусства Самман вместе с Федором Павловым-Андреевичем готовил показ «Алекс Шведер. Архитектура перформанса» в Галерее на Солянке. А в 2008-м Надим Самман с Наной Жвитиашвили в Лондоне и в Берлине курировал проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Грибы русского авангарда».
В формате биеннале молодого искусства произошли изменения - теперь не только художники, но и ее куратор должен быть до 35-ти лет. Помимо этого, у биеннале молодого искусства отныне не будет исполнительного директора, место которого займет комиссар (как, собственно, и происходит на Московской биеннале современного искусства, где эту должность занимает Иосиф Бакштейн). Комиссаром молодежного смотра, это уже известно давно, стала Екатерина Кибовская, сестра главы департамента культуры Москвы Александра Кибовского.
По ее словам, выбором куратора биеннале занимался Экспертный совет смотра, каждый из 10 членов которого (включая и входящую в эту структуру Кибовскую) предложил свой список кандидатов. В состав Экспертного совета, как комиссар сообщила «НГ», кроме нее входят стоявшая у истоков биеннале молодого искусства Дарья Пыркина, Ирина Горлова и Алиса Прудникова от Государственного центра современного искусства, Алексей Новоселов, Алексей Масляев и Елена Яичникова от Московского музея современного искусства, три независимых эксперта - арт-критик Сергей Хачатуров, Екатерина Иноземцева от Музея современного искусства «Гараж» и Анна Зайцева от Мультимедиа Арт Музея.
Кураторам, которых в итоговом экспертном списке оказалось больше 80 человек, разослали письма, из них откликнулись больше 20-ти - и потом был выбран Надим Самман. Предложенная им для основного биеннального проекта тема - «Глубоко внутри» - сформулирована, как и сюжеты вообще всех биеннале, максимально общо. Так что подверстать сюда можно вопросы от экологии до технологий, включая экономические проблемы (тут фестивальный заголовок приобретает уже почти саркастичное звучание), с тем чтобы, по мысли Надима Саммана, все это проанализировать, найти новые ответы вызовам современности и идти глубоко внутрь, а не оставаться на поверхности.
Больше всего вопросов вызывает финансовая часть. Во время пресс-конференции представители департамента культуры Москвы и Минкультуры кивали друг на друга. Начали с того, что московские культурные власти готовы выплатить до 50 % суммы - вместе с Минкультуры. Минкультуры, в свою очередь, отшутилось, что тоже готово дать 50 %. Однако на настоящий момент в ведомстве сказали лишь об имеющихся 2,5 млн. рублей, добавив, что пока нет бюджета на 2016 год, говорить об итоговой сумме, которую сможет потратить министерство, рано (впрочем, там надеются, что она будет сопоставима с суммой 2014-го - 14 млн. рублей) и что смотру стоит искать внебюджетные средства.