Картинам тесно, а мыслям просторно на этой выставке. Фото предоставлено пресс-службой галереи
На выставке в галерее Artstory «Коллекция историй», название которой, собственно говоря, перекликается с названием галереи, во многом подчеркивая ее концептуальную задачу, показывают более 100 работ художников XX–XXI века. Их творчество в разной степени можно отнести к истории русского авангарда. Основатели галереи – Люсинэ Петросян и Михаил Опенгейм исходили из той мысли, что «ретроспективу культуры можно сравнить с матрешкой, состоящей из вложенных друг в друга историй». Однако при просмотре выставки скорее возникает образ волшебной шкатулки, до краев наполненной разноцветными лоскутными сказками. Но так ли уж веселы и радостны эти сказки? Увы.
Этой выставкой галерея отметила свой первый день рождения.
Раскованная геометрическая абстракция линий и плоскостей, сложно вылепленные с помощью цветовых оттенков объемы, нежные летучие, как бы слегка намеченные кистью акварели, живопись – динамическая и статичная, преломляющая и мир библейских персонажей, и бытовые деревенские и городские сцены, а порой являющая собой невиданный бестиарий фантастических существ, обитающих исключительно в воображении художников. Разношерстный карнавал стилей, включающий психологический экспрессионизм портретов Артура Фонвизина, многоплановый мистериальный сюрреализм московских нонконформистов, примитивизм и «самородная» наивная живопись.
В небольшом пространстве галереи – целый парад культовых имен, большая часть которых долгое время была связана с понятием «неформальное искусство». Конечно, «истории» каждый может интерпретировать для себя сам. Но, коль задуматься о судьбах художников, становится ясно – как тяжело «продиралось» искусство к зрителю в советскую эпоху: сквозь непонимание, запреты, эмиграцию, сумасшедшие дома, разгромы выставок. Среди масштабных фигур, безусловно, Оскар Рабин, Олег Целков, Дмитрий Плавинский, Анатолий Зверев. Последний представлен работами «Двойной портрет», «Женский портрет» и «Танец с фонариками». В экспозиции можно также видеть картину «Стена» Евгения Рухина – одного из инициаторов Бульдозерной выставки 1974 года, который потом погиб при пожаре собственной мастерской, спасая друзей, абстракции другого «бульдозьера» Сергея Бордачева, лидера групп «20» и «21» Бориса Бича. Рядом с ними – тонкая эротическая графика другого легендарного нонконформиста, скульптора, создателя стиля «гроб-арт» Вадима Сидура. Далее – как бы шажок во времени назад: пастельный портрет «Обнаженная» Александра Лабаса – диссидента, ученика Кандинского и Лентулова, которого в 30-е годы обвинили в формализме, «отлучили» от зрителя и «вернули» только в 60-е. Это лишь малая толика «коллекции» мытарств. Владимир Пятницкий, входивший в Южинский кружок Юрия Мамлеева, скончавшийся от передозировки алкоголем: на выставке есть его масляный холст «Старуха с коровой». Объемно представлено наивное, фантомное творчество Леонида Пурыгина, не раз попадавшего в психиатрические лечебницы, а в 1989-м эмигрировавшего в США: «Небесная любовь», «Голубая пипа», «Распятие», «Клуб скульпторов».
Безусловно, камерный формат частной галереи, которая располагает лишь теми работами, которые удалось приобрести, не предназначен для масштабного «включения» в мир каждого автора, учитывая то, что каждый из них представлен двумя-тремя работами, причем не всегда характерными для художника или представляющими лишь отдельный этап его творчества. Трудно объять необъятное древо русского авангарда. Новатор книжной графики Борис Маркевич представлен небольшим натюрмортом – «Натюрморт с хлебом и бутылкой». Карнавальную феерию на темы причудливо-пестрого быта подпольной богемы 60–70-х годов Вячеслава Калинина, увы, не выразить в двух холстах. Так что этот срез, этот «смотр строя» русского авангарда, предназначен по большей части для узкого круга ценителей, способных ощущать преемственность стилевых черт, например, в акварельных портретах Зверева и Рустама Хамдамова, проводить параллели и замечать, насколько индивидуально – смешно и трогательно – выстроены фантазийные деревенские райские миры у советского гения наивной живописи Павла Леонова и у современного мастера Владимира Любарова. Или наблюдать контраст грубых экспрессивных, как бы вылепленных из глины образов Льва Табенкина и, наоборот, застывших, остановленных во времени, словно надевших средневековые маски, персонажей Натальи Нестеровой. Впрочем, вне зависимости от целевой аудитории экспозиции, не может не радовать одно обстоятельство: такие выставки, как «Коллекция историй», по сути, являются залогом и даже в некотором смысле манифестом свободы в искусстве.