Фото пресс-службы Московской филармонии
Понедельник, 12 октября. Триумфальная площадь. Московское время 18.50. В гардеробе Концертного зала имени Чайковского не осталось биноклей. Сегодня одна из главных концертных площадок Московской филармонии отмечает свое 75-летие.
Как заметит позже ведущий вечера Юлиан Макаров, в концертном зале имени Чайковского, или попросту КЗЧ, не бывает «проходных» выступлений: каждое из них - событие, однако сегодня в фойе и зрительном зале - особенная атмосфера. Волнение, воодушевление, улыбки, радостная приподнятость - тут и там звучат взаимные приветствия и поздравления - создают ощущение причастности к чему-то неповторимому, прикосновения к тайному братству.
Для нескольких поколений зрителей КЗЧ действительно стал домом, где можно в любое время обрести островок душевного спокойствия. Ни при каких обстоятельствах в стенах зала не переставала звучать музыка - даже в военные годы, когда бои велись всего лишь в нескольких десятках километров, на Волоколамском шоссе. С бомбоубежищем в подвале и зенитной установкой на крыше, за четыре военных сезона КЗЧ дал более 1500 концертов. Зал переносил все печали и радости вместе с городом, противопоставляя трудностям силу искусства и силу духа.
С самого первого концерта КЗЧ была задана высокая планка качества. На открытии Зала 12 октября 1940 года государственный симфонический оркестр СССР под управлением А. Гаука и К. Иванова исполнил симфонические и вокальные произведения Чайковского, чье столетие праздновали тогда. Из петербургского Собора Петра и Павла был привезен орган, на котором в 60-е годы ХIХ века играл композитор. Впоследствии старинный инструмент, пострадавший при транспортировке, был заменен мощным чехословацким «Клоссом», стоящим и по сей день.
КЗЧ был лучшим во всем: здесь не только дирижировали Николай Голованов, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский; солировали Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович; пели Сергей Лемешев, Иван Козловский; танцевал ансамбль под управлением Игоря Моисеева, но даже играли в шахматы - и становились первыми в мире – Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Гарри Каспаров.
Прошли десятилетия - изменились времена, имена, герои, но планка, заданная Залом, все так же высока. И сегодняшний юбилейный концерт в очередной раз подтверждает это. Программа вечера, составленная «резидентами» КЗЧ - Владимиром Спиваковым и Денисом Мацуевым, объединяет созвездие талантливых музыкантов. Идея гала-концерта «Победители. Эстафета поколений» - сохранение и передача высоких традиций музыкального мастерства сквозь поколения. Одно из самых ярких воплощений этой преемственности - Международный конкурс имени Чайковского. Любимый меломанами всего мира, конкурс дал дорогу в жизнь многим молодым музыкантам и с самого начала (1958 год) стал неотъемлемой частью жизни Филармонии и Зала. В программе вечера - победители и лауреаты Конкурса разных лет, солирующие под аккомпанемент камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (дирижер - Владимир Спиваков).
Старшее поколение представили признанные во всем мире мастера: дирижер и скрипач Владимир Спиваков (Конкурс Чайковского, 1970), пианисты Барри Дуглас (1986) и Денис Мацуев (1998). Настоящее поколение - фавориты XV конкурса имени П.И. Чайковского 2015 года: пианист Дмитрий Маслеев, скрипачи Клара Джуми-Кан (Германия), Павел Милюков, виолончелист Андрей Ионица (Румыния). Молодое поколение - талантливые пианисты, обладатели множества наград, 12-летняя Варвара Кутузова и 13-летний Александр Малофеев - продемонстрировали, что музыка будущего - в надежных руках.
Первые звуки музыки - концерт для двух фортепиано с оркестром Иоганна Себастьяна Баха - заполняют пространство зала. Зрители удобно устроились в мягких синих креслах, полукругом обнимающих сцену, открытую и лаконичную, лишенную классических занавеса, рамп и оркестровой ямы. Между зрителем и артистами не существует преград: в этот момент музыка связывает их в единое целое. Сложная акустическая система, основанная на отражающих поверхностях стен и потолка, и оригинальная эллипсоидная форма зала обеспечивают прекрасную видимость и слышимость в любой его точке, позволяя полностью погрузиться в исполняемое произведение.
Уютное, функциональное пространство зала, напоминающее классический греческий амфитеатр, - воплощение в жизнь идей великого театрального деятеля Всеволода Мейерхольда, с именем которого глубоко связана предыстория КЗЧ. В 1922 году здание на углу Тверской улицы и Триумфальной площади, театральная жизнь которого, к слову, насчитывает уже более века (с 1901 года здесь располагался театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, позже - театр легкого жанра «Зон», а после революции - Театр РСФСР), было передано Театру им. Мейерхольда.
Великий реформатор мечтал превратить свой театр в пространство универсальных возможностей: возвести сцену-трансформер, переносить площадки в разные части зала, раздвигать крышу для дневного освещения, разносить напитки во время спектаклей, наладить вентиляцию в спинках кресел для курящих. С 1932 года команда режиссера - архитекторы Алексей Щусев, Михаил Бархин и Сергей Вахтангов - вела реконструкцию здания. С арестом Мейерхольда в 1939 году все завершилось: театр закрыли, а недостроенный костяк здания передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. Новая команда архитекторов не стала значительно менять задуманную планировку, тем самым, главная задача Мейерхольда - создание единого пространства сцены и зрительного зала для вовлечения зрителей в «коллективный процесс создания спектакля» - была с успехом выполнена.
КЗЧ и сегодня не стоит на месте. Акустические и сценические возможности зала постоянно расширяются, увеличивается спектр его деятельности: происходит знакомство публики с региональными коллективами, проводятся балетные вечера, художественные чтения, набирает силу «оперное» движение.
Тем временем, наш концерт движется к финалу. Фортепиано, скрипка и виолончель; Бах и Моцарт; опыт и юность; прошлое и настоящее… Напоследок - не обозначенный в программе сюрприз от Дениса Мацуева: виртуозно исполненные в паре с юным Александром Малофеевым «Вариации на тему Паганини» Лютославского, произведение, которое ровно 20 лет назад сделало студента второго курса Консерватории, вышедшего на замену заболевшему пианисту, солистом Московской Филармонии. Овации, цветы, улыбки - и даже слезы радости. Зал жив - пока он дарит такие невероятные эмоции.