0
3721
Газета Культура Интернет-версия

08.10.2015 00:01:00

"Таганка" без лица

Тэги: таганка, проект, репетиция


таганка, проект, репетиция Репетиции «Вия» – у раскрытой «пасти» пианино. Фото Сергея Трифонова предоставлено пресс-службой театра

Показы первой части проекта «Репетиции» прошли на знаменитой Поварской, 20, куда «расквартировали» «Таганку» на время ремонта основного здания. «Намоленное пространство» студии Анатолия Васильева, который начинал тут «Школу драматического искусства», исковерканное зверским изгнанием театра «Открытая сцена», что располагался здесь последним и попал под реформу театральной оптимизации, – осиротело окончательно. Департамент культуры города сдает его в аренду. «Таганке» – до декабря. 

После того как Юрий Петрович Любимов в последний раз покинул пост худрука, у театра  началась очередная неспокойная эпоха. За прошедшие пять лет он передавался из рук в руки и заявлял о себе лишь скандалами. Стал директорским, хотя пока и сохраняющим репертуарное наследие Мастера. Минувший сезон, еще при Владимире Флейшере, запомнился работой проекта «Группы юбилейного года», которая всколыхнула лавину жалоб от актерского профсоюза театра с обвинениями в «разрушительных идеях и вседозволенности», доведенных до Совета Федерации и Министерства культуры. На время пришедшие молодые театральные деятели (в «Группу» входили драматурги, режиссеры, театроведы) подготовили к юбилейному сезону несколько спектаклей и событий – от выставок до интерактивных экскурсий, представляющих ретроспективу истории легендарного театра, а также пытались оживить  и приблизить к современной его нынешнюю жизнь. Но проект так и остался без продолжения. 

Новый сезон театра открывает очередной директор, назначенный департаментом, – актриса и продюсер Ирина Апексимова. «Художественного руководителя в Театре на Таганке в ближайшее время не будет. Честно  говоря, я не думаю, что он в принципе нужен», – заявила Апексимова, приступив к административным обязанностям. А потому творческие вопросы в театре теперь решают коллегиально. Появилась новая должность – директор творческих проектов. Ее заняла театральный критик Елена Груева, которая убеждена, что по результатам регулярных режиссерских лабораторий в будущем будет формироваться репертуар малой сцены театра. Приглашенные режиссеры (их более 20) будут работать в течение всего сезона, итоговая цифра впечатляет – 100 эскизов. Режиссеров приглашает экспертный совет театроведов, а вот за вердиктом на отрепетированные за недельный срок эскизы в модном формате work-in-progress обращаются к зрителям. На первые показы публики собралось действительно немало, жаль, что зачастую случайной. Другие шли целенаправленно, «на режиссера». 

Проект «Репетиции» – театр на вырост» открыл Семен Серзин, решивший продолжить екатеринбургскую линию (последняя постановка питерского режиссера – в екатеринбургском Центре современной драматургии) эскизом по пьесе уральского драматурга Ярославы Пулинович «Земля Эльзы». Глеб Черепанов выбрал классику – «Дракона» Евгения Шварца. Александр Баркар создал инсценировку по «Вию» Гоголя и «Макбету» Шекспира. И Валерия Суркова, впервые представившая на московской сцене современную немецкую пьесу «Золотой дракон» Роланда Шиммельпфеннига. Каждый из этих режиссеров, которые хоть и числятся еще в разряде молодых и начинающих, уже давно, крепко и устойчиво обрели свой стиль, заявили о себе постановками в театрах культурных столиц. 

Потому многоликость эскизов первой лаборатории объединяло лишь одно – труппа «Таганки». И выявило, наверное, главное – талантливый и разноплановый актерский состав театра. Другой вопрос – к чему привыкший. «Когда артисты пришли на первую репетицию, то сразу начали играть. Но меня это не насторожило. Такой вариант и предполагался. Думаю, что начавшийся процесс приведет к нужному мне результату. А я хочу очень простой вещи: чтобы актеры смогли не играть персонаж, а рассказывать о персонаже от себя» – так отзывалась о начале работы Валерия Суркова.

Каждый режиссер принес «свой» театр. Буффонный – в «Драконе» Черепанова. С густым театральным гримом на лицах, с театральной условностью, придающей каждому персонажу-маске образный объем и символический подтекст, по сути, заложенный еще в пьесе-сказке Шварца. Зрелищный трагифарс режиссер выводит к четким публицистическим идеям. Самая запоминающаяся сцена – народ, добровольно вкладывающий хлыст в руку правителя. Самая заметная роль – Бургомистр в исполнении Сергея Ушакова: долговязый и нелепый, сходящий с ума, отвратительный и трогательный одновременно. 

Театр новейший, постдраматический – в «Золотом драконе» Сурковой. Где актеры отказываются от всяческих привязок к персонажу – возраста, гендера. Существуют  в документальной, «нулевой» позиции. Здесь мужчины читают женские роли, один актер объединяет в себе нескольких героев сразу, а вместо диалогов – пересечение языковых полей. Взамен традиционного конфликта – яркая смесь из натуралистических подробностей жизни бесправных мигрантов и сюрреалистически рассказанной басне о муравьях, в зеркале которой отражаются жестокие и бездушные законы человеческой жизни. 

На зрительское обсуждение приходят актеры. Видно, как труппа воодушевлена работой и даже смущена горячим приемом публики. Актер Дмитрий Высоцкий цитирует Евтушенко: «Мы рождаемся снова/ А снова рождаться еще тяжелей». Хочется верить, что и правда новое рождение. Но какое и с кем – пока вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
1360
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
1720
"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

Екатерина Трифонова

Правовые позиции Конституционного суда РФ или игнорируются, или переиначиваются

0
1624
Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
1486

Другие новости