Диму Билана (Василий Буткевич) Наташа позвала на деревню к бабушке. Фото Михаила Белоцерковского предоставлено пресс-службой театра «Человек»
«А в зале есть сегодня Наташи?» – интересуется со сцены Анастасия Великородная, выпускница «Мастерской Дмитрия Брусникина», зачисленная недавно вместе с остальной группой в труппу театра. Поднимаются две руки, потом еще одна, из дальнего конца зала доносится робкое утвердительное шебуршание. Затем с интонацией ироничного телеведущего прозвучат вопросы про мечту, детей и любовь в 15–16 лет. Счастливая она или нет? А какой должна быть? Великородную грубо перебьет первая Наташа (Дарья Ворохобко), и спектакль войдет в активную фазу. Так же и театр «Человек» – начинает сезон без раскачки и предварительных торжеств: зрители расселись в черном прямоугольном параллелепипеде зала, на соседних стульях – артисты, сели – поехали.
«Наташина мечта» – это три монолога, две с половиной истории любви, первой, в 15–16 лет, несчастливой, невзаимной или омраченной. Пьеса Ярославы Пулинович (на которую Ворохобко немного похожа) написана в 2008 году как один монолог, с тех пор разрослась, ставилась уже трижды: в Саратове, в Москве, в Шарыпово – и вот снова в Москве. В постановке Марины Брусникиной «Наташина мечта», родившаяся в качестве курсовой работы «Мастерской Дмитрия Брусникина» в Школе-студии МХАТ, – это две с половиной истории, которые вытекают друг из друга, идут внахлест: только затихают стенания первой Наташи – появляется вторая (Марина Калецкая), не девочка-пацанка из детдома с взъерошенными волосами, в потертых кедах и узнаваемой спортивной куртке Adidas, а красавица, спортсменка (плавание), певица (занятия вокалом), не комсомолка, но участника школьной телестудии.
История фактически повторяется, но с той стороны социального стекла, где уже не Наташа–Ворохобко, но Наташа по фамилии Стрельцова (Янина Енжаева) оказывается отвергнутой, а сопернице, воспитанной на неистощимой воле к победе, становится как-то некомфортно, как-то уже не очень триумфально. Счастье, наверное, есть, но не такой ценой, да и вообще, надо думать, без цены и вряд ли абсолютное. Даже в 15 лет, даже когда ты знаешь много английских поговорок и слушаешь с папой Portishead, а не воруешь заколки у лохушек или прячешься от родителей-наркоманов у сравнительно знакомого парня.
Третья зарисовка, короткая и комичная: о любви к Диме Билану, которого еще одна Наташа (Мария Крылова) зовет на деревню к бабушке – любоваться природой (ну и любовь, конечно). Тут – эксклюзивно – на сцену вместо Василия Буткевича врывается настоящий Дима Билан, и зал, смеявшийся, дрожавший и переживавший вместе с «брусникинцами», взрывается. Наташи – не только та, что сохла по певцу, – кажется, не на шутку удивлены, в полутьме зала под Never Let You Go зажигаются экраны мобильных телефонов, которые все (почти) чинно выключили в начале спектакля. Гладстон Махиб, отвечавший за один из прожекторов и первым сообразивший подсветить Дарью Ворохобко, когда внезапно погас свет, также бросается фотографировать певца. И лучшего финала для открытия сезона, которое начиналось тихо, даже интимно, когда погасли все лампы и прожекторы, при запоздавшем присутствии руководителя Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского и, конечно, строгом взгляде Дмитрия Брусникина, лучшего финала внезапно, честное слово, не придумаешь.