Сцена из спектакля Now. Фото с официального сайта фестиваля
Нынешней осенью фестиваль Danceinversion проходит в пятый раз. Это если не считать многочисленных гастролей и диковинных тогда для нас фестивалей американского (ADF) и европейского (EDF) современного танца, которые инициатор проекта Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко проводил в Москве начиная с 1997 года. Поскольку вслед за занявшим пост гендиректора Большого театра Владимиром Уриным с Большой Дмитровки на Театральную площадь переместились идеологи фестиваля во главе с Ириной Черномуровой, повысился и статус их детища. Это подчеркивается особо, как особо говорится о важности соединения на равных правах классики и любых иных версий танца и «приходе современного танца на территорию академических музыкальных театров». Помимо МАМТа, РАМТа и Центра им. Вс. Мейерхольда спектакли фестиваля впервые пройдут на сцене Большого театра.
В отличие от остального мира в российском массовом сознании (или даже в подсознании?) до равноправия современного танца (как и современного искусства в целом) с классикой еще далеко. Тем насущнее необходимость в такого рода фестивалях.
Программу открыли два спектакля из Франции. Постановочный опыт хореографа Микаэля Ле Мера не насчитывает еще и 10 лет. Исполнительский – куда больше. В 90-х еще мальчишкой он заинтересовался хип-хопом. В этом стиле создает свои спектакли для Compagnie S'Poart из городка Ла Рош сюр Йон. В Москву он привез прошлогоднюю премьеру «Красный». Ничего красного на сцене нет. Есть семь белых «кисейных» экранов на заднем плане, белый линолеум на полу и цвета темного асфальта костюмы-тройки (без рубашек, правда) на семерых би-боях (большинство из которых непривычно для танцовщиков с бородками, а двое – с бородами «а ля дворецкий Бэрримор»). По замыслу постановщика, красный – эмоциональный лейтмотив спектакля, призванного рассказать об интенсивности чувств, о страсти.
Надо признать, что танец сегодня – одно из самых многословных искусств. Дело не только в том, что в хореографических опусах нынче очень часто и много говорят. Изложение творческого замысла в программках и буклетах становится все велеречивее. Вот и создатели «Красного» среди прочего декларируют непременное намерение «докопаться до самых основ, до природы чувств».
Вырастить чувство из движений хип-хопа, вырастить новый язык из его ограниченного все же запаса выразительных средств – задача, безусловно, увлекательная. Не случайно в этом проекте труппа сотрудничала с компанией Kafig. В 2001 году эти виртуозы брейка в рамках EDF II ошеломили Москву своим спектаклем «Реситаль». Но уже тогда стало ясно, что одного головокружительного мастерства для целостного сценического произведения мало. Однако процесс создания нового жанра, казалось, только начинался, обещая скорые победы. Танцовщики Compagnie S'Poart в виртуозности и заразительности коллегам из Kafig уступают. При этом немалого добились в парадоксальном соединении суб-культуры арабских кварталов с истинно парижской элегантностью, так что их хип-хоп выдержан не в страстно красных, а скорее в приглушенных, пастельных тонах. Они трогательны в наивных пока попытках увлечь зал драматизмом игры (при подготовке спектакля даже был приглашен консультант по актерскому мастерству). За эмоциональную же сторону прежде всего отвечает оригинальное «звуковое пространство», созданное композитором Фабрисом Тизоном. Ударные, гитара, скрипка. То фаду слышится, то будто бы фламенко… Настроение элегическое. Но до «природы чувств» им еще копать и копать. Да и на 60 минут всего этого не хватает.
Следующим спектаклем фестиваля стала танцпьеса также для семерых артистов, но сочиненная корифеем contemporary – Каролин Карлсон. Увлеченная философией и поэзией, рассказывая о замысле NOW, хореограф тоже размышляет о природе, о космосе, о вечном и сиюминутном, о возможности изменить мир и т.п. К тому же здесь уже впрямую и много говорят со сцены. Говорят о простых вещах – доме, уюте, ускользнувшем мгновении, которое не вернуть. Поначалу кажется, что причиной тому возникшая вдруг неуверенность в выразительных способностях танца. Но постепенно понимаешь, что движение в этом спектакле – лишь один из элементов поэтики. Абсолютно равный в правах с музыкой (Рене Обри), сценографией, костюмами, фото и видео (Кристель Зингиро, Максим Рюис, Бенуа Симон), светом (Патрис Бесомб), мизансценой и словом. Каждый из элементов вносит свою краску, свой нюанс в общую интонацию. Здесь нет означающего и означаемого. Нет содержания, которое легко было бы переложить в прозу. Строго говоря, не столь уж важно, что за философскую базу подводит автор. NOW – палитра состояний, настроений, ощущений, переживаний. И в этом смысле – красноречивый запев для фестиваля современного танца. Танца, носящего также название – свободный.