Солисты Дмитрий Скориков, Борис Дьяков, Анастасия Москвина, Ксения Вязникова, Михаил Губский и дирижер Михаил Плетнев после исполнения оперы. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Седьмой Большой фестиваль Российского национального оркестра открылся программой, которую условно можно было бы назвать «В гостях у сказки». В пандан опере Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» Михаил Плетнев выбрал оркестровую сюиту из балета Стравинского «Жар-птица» – (оба сочинения объединяет один сюжет из русского фольклора). Правда, в подтексте этой программы волшебно-сказочного мало – достаточно вспомнить историю одной постановки оперы Римского-Корсакова.
Премьера «осенней сказочки», как сам композитор определил свою оперу «Кащей Бессмертный», прошла в московской Частной опере в 1902 году, но в историю вошла другая постановка этого сочинения. Весной 1905 года студенты Петербургской консерватории поставили «Кащея» своими силами, сбор от него предполагали направить жертвам Кровавого воскресенья. Вот тут-то и обнажился политический подтекст оперы, обличавшей, мягко говоря, недостатки самодержавия: Кащей (власть) отнял у Царевны (Руси) самое дорогое – свободу. Представление в театре «Пассаж» было сорвано, полиция разогнала публику, второе отделение концерта не состоялось.
Так что Михаил Плетнев в выборе сочинений, казалось бы, безобидном, довольно смел: увы, актуальности сюжет не теряет; режимы меняются – смыслы остаются. К сожалению, «Кащея Бессмертного» не так часто исполняют: в последний раз опера ставилась два десятка лет назад в «Геликон-опере», и тогда же - в Мариинском театре (акции "Кащея" в 1990-х набрали стоимость, тема оказалась злободневной), до того – аж в середине прошлого века в Ленинграде. Очевидно, для театров компактный, на полтора часа «Кащей» померк в тени «Золотого петушка», опере, уже откровенно, практически не прячась за символическими образами, обличавшей самодержавие.
Михаил Плетнев выбирает довольно острожный подход к партитуре: в самой меньшей степени он ориентируется на колористическую сторону, на поиск тембрового решения в создании настроения «мрачного и безотрадного, с редкими просветами, а иногда и со зловещими блестками». Маэстро довольно скуп на внешние эффекты, он словно аккумулирует внутреннюю энергию, дабы она мощно прорвалась в финале (где сострадательная Царевна одним поцелуем разрушает Кащеево царство). Но, увы, в «Кащее Бессмертном» прорыва этого не происходит. А вот в «Жар-птице», во многом благодаря очень грамотной компиляции Стравинским сюиты, пожалуй, этот прием работает: выброс адреналина происходит в «Поганом плясе» и – через «Колыбельную Жар-Птицы» – негативная энергия обращается позитивной в «Финальном гимне».
Впереди на Большом фестивале РНО – сочинения для оркестра с солирующими валторной и трубой. Испанский валторнист Хавьер Боне исполнит концерт Глиэра и фрагмент концерта современного композитора Хуана Коломера, а солист РНО Владислав Лаврик – концерт Александра Арутюняна для трубы с оркестром. Во втором отделении – Шестая симфония Прокофьева с Михаилом Плетневым за пультом (12 сентября). Традиционно принимает участие в фестивале старейшина дирижерского цеха и главный специалист по Россини Альберто Дзедда – на этот раз с оперой «Семирамида» (18 сентября). А вот Виктория Муллова неожиданно выступит с программой бразильской музыки для скрипки и ансамбля (14 сентября). Наконец, Михаил Плетнев сыграет фортепианный концерт Скрябина в собственной редакции (22 сентября) и Второй концерт Рахманинова – на заключительном концерте фестиваля (26 сентября).