0
2703
Газета Культура Интернет-версия

27.08.2015 00:01:00

По итогам арт-сезона – тревожных вопросов больше всего

Тэги: музеи, скандалы


музеи, скандалы «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже. Фото РИА Новости

Хотя некоторые крупные выставки закрываются в середине лета, основные события сезона, с сентября 2014-го по конец августа 2015 года, приходятся не на летнее затишье. Но сейчас одним из самых ярких проектов «отчетного» периода стала ретроспектива Владислава Мамышева-Монро, стартовавшая только в середине июня. А будоражащий общественность, но, похоже, не власть скандал вокруг погрома работ Вадима Сидура в Манеже обострил застарелые проблемы. Предчувствия гнетущие.

Круг замкнулся

Выставкой-«заставкой», даже в определенном смысле эпиграфом сезона стала осенняя ретроспектива Эрика Булатова в Центральном Манеже. Работая с реальностью картины, он давно и многое уже сказал в своих хрестоматийных работах про идеологическое пространство, которое становится почти физически ощущаемым пространством жизни. Завершился сезон на том же месте скандалом с крушившей «Скульптуры, которых мы не видим» группой «Божья воля» и ее лидером Дмитрием Цорионовым (Энтео). Пострадавшие работы на линолеуме Вадима Сидура входят в Музейный фонд РФ, однако Министерство культуры в этой ситуации отмолчалось (глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский разобраться призвал, но, что удивительно, не сразу). Спустя почти две недели новостей о том, что с историей с погромом разбираются в правовом поле, нет… Еще один прецедент с оскорбившимися чувствами, с агрессивным нежеланием разобраться в произведениях искусства создан. Оставшись безнаказанным, все это еще отзовется, в этом, увы, сомневаться не приходится.

Люди и музеи

Хотя речь идет о событиях московских, странно было бы не упомянуть как наиболее, пожалуй, активного в музейном мире в сложные времена Михаила Пиотровского. Отметив 70-летие, он до того принял в Эрмитаже основной проект впервые проходившей в России, выдержавшей бойкоты, европейской биеннале Manifesta 10. Ему принесли оммаж премии «Инновация» («За поддержку современного искусства России») и The Art Newspaper Russia (250-летний Эрмитаж стал Музеем года). Именно Пиотровский в числе первых встал на защиту петербургских соборов, прежде всего Исаакиевского, которые просит передать ей РПЦ, на защиту музея-заповедника Херсонес Таврический и музеев в целом в связи с вандализмом в московском Манеже и чреватостью охраны институций ЧОПами.

Что до Москвы, подводя итоги сезона, нельзя не вспомнить об увольнении из Третьяковской галереи Ирины Лебедевой. Хотя слухи об этом ходили давно, все же странно, что Лебедевой – при всем нашем уважении к Зельфире Трегуловой – сообщили об отставке в последний момент.

Открылись новые музеи – сперва Музей Анатолия Зверева, следом долгожданное большое, постоянное здание «Гаража». Музеи разные нужны и важны. Впрочем, проявить себя пока обе институции еще не очень успели, их выставочные дебюты вызывали вопросы. Посмотрим, как их политика будет строиться дальше. Среди появившихся выставочных площадок стоит назвать и Новое крыло Дома Гоголя, показавшее изобретательные кураторские ходы, и фонд In Artibus, многообещающе дебютировавший выставкой нонконформиста Владимира Вейсберга, но потом, кажется, еще не нашедший своего выставочного стиля. Наконец, в августе гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин объявил, что новому музейному зданию на Ходынке быть. Хочется верить.

«Событиев у людей, событиев…»

Разрыв увеличивается. В конце 2014-го замминистра культуры Владимир Аристархов прибыл на обычную, проходную в целом выставку в основном представителей Союза художников «Эмоции» в Музей современной истории России. Потому что министерство анонсировало показ в связи с выявлением новых тенденций культурной политики в сфере современного искусства. СМИ цитировали красноречиво-нелестные слова Аристархова в адрес биеннале современного искусства и намерение ведомства «спонсировать то искусство, которое положительно сказывается на россиянах». Вопрос, как измерить среднюю температуру по больнице, соблюдая право людей на то, чтобы на них положительно влияло разное искусство, открыт. Пусть лучше вместо цензуры будет внутренняя самоцензура. Между тем, с учетом нашумевшей реформы Академии художеств, проблема сохранения и академической школы остается на повестке.

То, что музеи делают ставки на ретроспективы, которые понятнее, безопаснее в смысле цензуры, чем проблемные или с критическим запалом проекты, не ново. То, что актуальное искусство, пусть порой спорное, зато живое, все больше «маргинализируется», уходя на площадки, часто не доступные широкой публике, тоже понятно, хотя процесс этот за сезон, как представляется, набрал обороты. Возможно, отчасти в силу того, что, например, Винзавод постепенно теряет позиции арт-кластера (сейчас живее стал Электрозавод), куда нужно обязательно ходить, чтобы знать, что происходит. Уехал из России в Черногорию Марат Гельман, галерея закрылась. Не все его проекты в Москве были ровными, но как ни крути, он умел задать встряску серому веществу, так что уход с российского поля этого игрока – потеря.

Тем не менее каждый следящий за выставочным процессом скажет, что количественно событий по-прежнему много: запоминающихся куда меньше. Среди удачных музейных проектов – «Перформанс в России: картография истории» (пожалуй, лучший во временном павильоне, хотя и небесспорный показ «Гаража»). Третьяковка сделала замечательную, и в плане сценографии, ретроспективу классика Павла Федотова, но посмотрели ее всего 52 тыс. человек – это ли не аргумент против количественных показателей, которые так важны Министерству культуры? Показ коллекции легендарного собирателя Георгия Костаки в ГТГ тоже не вызвал обычного для выставок в здании на Крымском Валу ажиотажа, хотя давно трубят: авангард – одно из наших всё... Московский музей современного искусства представил Василия Шухаева и – впервые – документы из архива ФСБ по делу сосланного художника, а сейчас в ММОМА открыта одна из главных выставок сезона – посмертная ретроспектива Влада Мамышева-Монро «Архив М». Выстроила ее Елена Селина, которая прежде сделала дилогию-веху о галерейной жизни 1990-х и которую сейчас можно назвать одним из самых интересных у нас кураторов. Ну а в самой «Екатерине», при кажущейся довольно случайной выставочной программе, концептуалист Андрей Филиппов очень ко времени показал «Департамент орлов» о том, куда могут завести имперские амбиции.

Сколько вешать в граммах

Мы попросили у нескольких крупных столичных музеев (приводим в алфавитном порядке) данные о посещаемости выставок, оказавшихся самыми востребованными у публики. Конечно, здесь приходится делать скидку на разную длительность и другие факторы, но дело не в этом. Просто «немного» – необязательно свидетельство неудачной работы музея (вон известнейшего Эрика Булатова в Манеже, в самом центре Москвы, посмотрели всего 18 тыс. человек), дело ведь бывает и в зашоренности сознания зрителя, голосующего ногами за известные хиты, которых с учетом сокращения бюджетов станет меньше. А что станет, если музеи не будут нормально охраняться и/или превратятся в мишень для «активистов»?..

Государственная Третьяковская галерея

– Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией (13.03–26.07.15) 77,6 тыс. человек

– Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…». К 100-летию коллекционера (12.11.14–08.02.15) 63,1 тыс. человек

– Магия тела. Живопись и скульптура XVIII–XX веков (19.09–14.12.14) 62 тыс. человек

ГМИИ им. А.С. Пушкина

– Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи

(20.06–19.10.14) 241,1 тыс. человек (*выставка началась раньше нового сезона)

– Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена 

(17.11.14–15.02.15) 136,8 тыс. человек

– Британский дизайн. От Уильяма Морриса к цифровой революции (03.10– 30.11.14) 115, 5 тыс. человек

Московский музей современного искусства

– Музей с предсказаниями (16.12.14–06.09.15) 115 тыс. человек (*по данным на начало августа).

– Сальвадор Дали и медиа 

(30.10.14–01.02.15) 84,3 тыс. человек

– Владислав Мамышев-Монро. Архив М (18.06–30.08.15) 

25 тыс. человек (*по данным на начало августа)

Музеи Московского Кремля

– Рыцарские ордена Европы 

(24.04– 30.08.15) (*по данным на 10 августа – 307 тыс. человек)

– Чарльз Ренни Макинтош: Манифест нового стиля (05.09–09.11.14) 276 тыс. человек

– Карта России. Вехи истории (23.12.14–15.03.15) 137,2 тыс. человек

Мультимедиа Арт Музей

– Джулия Маргарет Камерон (18.10.14–02.02.15) 168 тыс. человек

– Бывает сон как зренье... Владимир Яковлев (02.12.14–18.02.15) 144 тыс. человек

– Огонек. Жизнь как праздник (17.12.14–1 5.02.15) 138 тыс. человек  

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1445
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1648
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1759
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4064

Другие новости