Современные художники снова взялись за миф об Арахне. Фото автора
В официально посвященном городу музее одновременно идут две выставки о неофициальной художественной жизни – первой открылась «Духовка и нетленка / Фрагменты из жизни московских художников 1960–1980-х» (см. «НГ» от 30.06.15), потом – «Художественные сообщества Москвы», кураторский ход художницы Дарьи Чапковской. Выборка здесь могла быть и другой, но появление сюжета в этом музее примечательно.
Под одной из арок внутри старинного здания Провиантских складов лежат бюстгальтеры. Артель, как именуют себя художники, «Царь горы», это одновременно участники группы «Купидон» – концептуалисты Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов – ну и примкнувший к ним Паруйр Давтян (вчетвером они уже входят в другую группу, «Эдельвейс»). Внушительных размеров белье в веселенький цветочек может, конечно, абрисом напомнить гору, в крайнем случае пригорок. На фоне него висят картинки с горой Святой Виктории во французском Эксе, той самой, что так вдохновляла Сезанна. Художники пишут, как на той самой горе решили написать «Вид с горы Святой Виктории на Сезанна» и отныне намерены «заниматься живописью, разглядывающей художника». Цари горы – самые старшие участники теперешнего смотра, а их шутливые (хотя какой следующий шаг после шутки тут можно сделать?) концептуалистские штудии отчасти связывают эту выставку с квартирующейся по соседству «Духовкой и нетленкой».
Дарья Чапковская рассказывает, что выбирала разные группы и сообщества – и с некоторыми познакомилась, пока готовила показ, – по принципу разнообразия. От фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом» до того, каким в современном искусстве может выглядеть ткачество вообще и миф об Арахне в частности (сплетенное из ниток «Послесловие» к нему в виде дома с пауком предъявила группа «Нити»). От по-прежнему активно обсуждаемого, хотя и навязшего у многих в зубах феминизма до проходившей в районе Чистых прудов коллективной акции «Согрей весну», такого масштабного арт-ритуала в отдельно взятом районе. В залах вверху «раскадровкой» всегда идет фотохроника выставок и перформансов, внизу – сами работы.
Выставка в Музее Москвы, надо полагать, накладывает определенные ограничения в том, что здесь можно показать. Но из того разношерстного набора, что есть, на равных правах соседствуют и Performance Art Studio очень известной и очень сильной по выразительности художницы Лизы Морозовой (кроме видеодокументаций прежних акций на вернисаже Ирина Иванникова показала леденящий кровь, хотя, по сути, должно быть, тяжелый именно от духоты, перформанс «Ожидание» – она лежала, как мумия, но «запеленутая» в дрожжевое тесто без отверстия для дыхания, переживая пресловутый ход времени и его тяжесть в трехчасовом бездействии), и, например, довольно незамысловатые рисованные истории о Москве сообщества «Искатели». Они по понятным причинам открывают выставку в «тематической» институции, но то, что Музей Москвы в принципе интересуется андеграундом, отрадно.
Подборка участников, тут больше десяти групп, могла быть и другой, но смысл, в конце концов, как раз в панораме. В том, что привычные показы в музеях, да даже и в более неформальных галереях – лишь верхушка айсберга и далеко не край художественной ойкумены. Она – и в квартирных выставках, культура которых с советского времени не прервалась: к примеру, сама Дарья Чапковская, уже как художница, вместе с Иннокентием Шарковым устраивают их в своей мастерской в рамках проекта «АртТочка». И в том, что поразмышлять о смысле сущего и уже не существующего не без сарказма (впрочем, идея не нова) предлагает тут – каждый может полежать в гробу, став частью «интерактивной инсталляции» MEMENTO MORI, – Антон СМЕХ Бизяев из Лаборатории И! И! И! («Исследуем импровизацию импровизируя!»). Словом, улицы, заброшенные городские здания, квартиры и даже гроб, не только гора Святой Виктории – все это тоже вовсе не граница освоенного художниками.