0
2693
Газета Культура Интернет-версия

18.08.2015 00:01:00

Чувства в разрезе

Тэги: театральный фестиваль, зальцбург, опера, премьера, трилогия, моцарт


театральный фестиваль, зальцбург, опера, премьера, трилогия, моцарт Слуги, как всегда, подслушивают. Фото Ruth Walz/Salzburger Festspiele

Последнюю оперу из трилогии Моцарт–Да Понте поставил в Зальцбурге нынешний программный директор фестиваля Свен-Эрик Бехтольф. Критики, как один, тоскуют по былым временам, когда режиссеры «претендовали на новое слово в интерпретации или актуальные прочтения, созвучные сегодняшнему дню» (Kurier) и определяют постановку как «капитальный провал» (Neue Zuericher Zeitung).

Фестивальная публика, правда, спектакль приветствует: наконец-то никакого трэша и «режоперы». Так и есть: Бехтольф предложил ловкую инсценировку, искусно составив мизансцены. В результате получился милый спектакль, даже трогательный, но не более того.

Родовое гнездо графа Альмавивы мы видим в разрезе – вместе с устройством перегородок и трубами канализации. Так же и отношения внутри благородного семейства (за пределами этого дома наверняка чинного и важного) – «в разрезе», со всеми пороками и недостатками. Одеты герои в духе сериала «Аббатство Даунтон» – по моде 10–20-х годов прошлого века, времени, когда ломались привычные устои отношений между мужчинами и женщинами (сценограф и художник по костюмам – однокашники из Лондонский школы искусств Алекс Илс и Марк Боуман).

Итак, Граф в приступе ревности поколачивает Графиню, нимало не смущаясь ее хромоты (кто знает, может, забинтованная нога – результат вчерашней перепалки?), не скрывает своих поползновений к служанкам. А на свидании с «Сюзанной» он умудряется не узнать собственную жену в ее же подвенечном платье. Этот брак зашел в тупик, ясно без слов. Утонченного Дона Базилио игнорирует (очевидно) гомофоб Дон Курцио, а Дон Бартоло всячески пытается увильнуть от только что обретенного сына Фигаро. Но нехотя вынужден жениться. И только Фигаро и Сюзанна целенаправленно идут к желанной цели – пусть и через кухню, заставляя Графа именно там благословить их брак. Здесь же, на кухне, льет слезы Графиня, а после спускается в винный погреб, чтобы найти там свой свадебный наряд. В финале, конечно, все усядутся за свадебный стол и оттуда, с бокалами, будут выходить на поклоны. На втором «заходе» все внимание достанется Тристану – собаке Луки Пизарони (Альмавива), которая, очевидно, терпеливо три с половиной часа ждет хозяина за кулисами.

Трилогия Моцарта–Да Понте («Так поступают все», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан») традиционно ставится в Зальцбурге раз в несколько лет. Как правило, делает это один режиссер: так, в 2001-м «Свадьбу Фигаро» ставил Кристоф Марталер, а в 2006-м – Клаус Гут и Николаус Арнонкур – с участием Анны Нетребко. Большие, даже великие имена! Такие же и спектакли. Новой серии не повезло уже на этапе согласования. Постоянные смены программных директоров наложились на финансовый кризис. С Александром Перейрой, тогдашним худруком фестиваля, поссорился уже дирижер Франц Вельзер-Мёст и от проекта отказался (в этом сезоне он дирижирует «Фиделио» Бетховена). В результате первые два спектакля в качестве музыкального руководителя ставил Кристоф Эшенбах, последний – главный дирижер Мангеймского национального театра Дан Эттингер, ставленник Даниэля Баренбойма. Маннгейский театр никогда не относился к числу авторитетных, поэтому – возможно, как раз вследствие заниженных ожиданий – работа дирижера-постановщика показалась удачной: уверенно, точно, гибко, местами даже «с искоркой» звучат Венские филармоники, хорошо сбалансированы вокальные ансамбли. Кастинг же для Зальцбургского фестиваля, фестиваля звезд, довольно скромен, пожалуй, мужчины здесь – вопреки логике авторов оперы, искусно поставивших на пьедестал женскую хитрость и мудрость – женщин обошли. Лука Пизарони – роскошный Альмавива, с богатой фактурой – как вокальной, так и артистической (кстати, в спектакле Гута он пел Фигаро), да и Адам Плачетка (Фигаро) «хозяину» не уступил. У Аннет Фрич (Графиня) и Мартины Янковой (Сюзанна) не слишком выразительные голоса, и довольно слабые, хоть и виртуозная техника. Наша Маргарита Грицкова, напротив, обладает слишком «мясистым» для Моцарта тембром, больше уместным в романтическом репертуаре, что как раз и подтверждает ее послужной список. Что ж, каждая кульминация (каковыми стали постановки Марталера и Гута) влечет за собой начало кризиса. Посмотрим, сколько продержится трилогия Бехтольфа и что последует дальше, когда закончится управленческий кризис (сейчас оперной частью руководят президент фестиваля Хельга Рабль-Штадлер и Свен-Эрик Бехтольф как худрук драматической программы) и музыкальным директором фестиваля станет Маркус Хинтерхойзер, человек оригинально мыслящий, и не всегда компромиссно. От него можно ожидать приятного сюрприза.

Зальцбург–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1832
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3822
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2871
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2343

Другие новости