0
2777
Газета Культура Интернет-версия

04.08.2015 00:01:00

Жизнь, смерть, вода и кастинг

Тэги: художники, билл виола, творчество, видеоарт, гибридное искусство


художники, билл виола, творчество, видеоарт, гибридное искусство На фото фрагмент одной из композиций Билла Виолы. Фото Reuters

Билл ВИОЛА – классик видеоарта, в своих медитативных работах много размышляющий о жизни и смерти, вернее, о круговороте одного и другого. Недавно он привозил в Москву работу «Три женщины» на выставку гибридного искусства, а на 2017-й запланирована его выставка в Пушкинском музее. О том, как он работает с женщинами, и всегда ли это только профессиональные актрисы, о Голливуде и о своих работах в религиозном пространстве Билл Виола рассказал корреспондентам «НГ» Григорию ЗАСЛАВСКОМУ и Дарье КУРДЮКОВОЙ.

В ваших видеоработах тема смерти, а вернее, жизни и смерти, часто выражается через женскую природу, именно женщины этот ход жизни разыгрывают в выделенные им 9 минут. Почему именно женщины?

– «Три женщины» (2008) относятся к серии «Метаморфозы», включающей персонажей разных возрастов, национальностей и полов. Такое разнообразие не случайно, оно было нужно для того, чтобы показать, что жизнь каждого человека имеет значение и что все мы включены в опыт прохождения круга жизни и смерти. Работы этой серии вдохновлены словами средневекового мистика Ибн аль-Араби, описавшего жизнь как бесконечное путешествие: «Личность – безбрежный океан. Созерцание этого океана не имеет ни начала, ни конца ни в этом мире, ни в следующем».

Что в 9 минутах такого магического, что многие ваши видеоработы часто длятся ровно столько времени?

– Части «Метаморфоз» длятся от 5 минут 51 секунды до 12 минут 18 секунд – все они разные. В свой срок каждый человек там приближался к порогу воды и оставался на нашей стороне мира столько, сколько ему было нужно. Я не заставлял их так делать, они сами чувствовали в этом потребность. У меня есть много других работ с разной длительностью, у одной 89 минут, у другой 4 минуты, ну и всего, что в этих пределах. Как правило, время действия не определяется заранее, все зависит от того, что диктует сама работа.

Как происходит кастинг, вы работаете с профессиональными актрисами или необязательно только с ними?

– Обычно мы отправляем запрос через агентство, и мой партнер и исполнительный продюсер Кира Перова (жена Билла Виолы. – «НГ») просматривает результаты и назначает встречи тем, кого выбрала. Мы обращаем внимание не только на их внешний вид и умение выражать чувства и эмоции, но и на то, как они будут работать в команде. В «Трех женщинах», например, мать и две ее дочери – наши друзья, никакие не актрисы. Часто мы работаем в смешанной команде, где есть и профессиональные, и непрофессиональные исполнители. Обычно в таком случае самым полезным бывает первый дубль, поскольку в следующих дублях уже пропадает элемент первого ощущения, и исполнение уже не такое хорошее.

Замедленный ритм сообщает вашим видео медитативный характер. Мне кажется, это связано и с тем, что вы работаете с водой, «сглаживающей» движения (и в «Трех женщинах», которых показывали на московской выставке, это тоже видно). Часто пишут, что вода появилась оттого, что в юности вы чуть не утонули, но все же вода как время – метафора. В русском языке есть даже выражение о времени «сколько воды утекло», есть ли такое в английском и связана ли для вас вода с визуализацией хода времени?

– Вода не только символ течения времени, она представляет целый спектр метафор, включая крещение, размышление, смерть (утопление), а еще место, пространство между мирами, между воздухом и землей. Ну и разумеется, вода – неотъемлемая часть жизни.

Где можно увидеть ваши видеоработы, если, например, хочется посмотреть их снова?

– Информация обо всех выставках есть на сайте (billviola.com), но, к сожалению, в России работы показывают не очень часто. В Москве нет места, где в любой момент можно было бы посмотреть какую-нибудь мою инсталляцию. Мы с Кирой планируем выставку в Пушкинском музее через два-три года.

Ваши работы часто сравнивают с иконами. Их то и дело показывают в соборах, а были ли вам хотя бы однажды предложения сделать что-то на канонический евангельский сюжет от Церкви? Интересно ли вам такое внедрение в религиозное пространство?

– Мы часто помещаем работы в соборы и храмы, поскольку у этих пространств есть своя история, и это создает удивительный резонанс с произведениями. Тем не менее работы, заказанные Даремским собором в Северо-Восточной Англии, объектом, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия («Посланник», 1996), или лондонским собором Св. Павла («Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)», 2014), могли бы быть показаны где угодно, отнюдь не только в храме, просто в разных контекстах они приобретают разное значение. Я не занимаюсь «религиозным» искусством, я создаю искусство для людей, но, глядя на мои работы, люди могут задуматься и о чуде, и о хрупкости их собственной жизни.

Вы делали видеоинсталляцию к постановке Питера Селларса «Тристан и Изольда», а в кино вы когда-нибудь работали или хотели бы?

– Если вы имеете в виду традиционные фильмы, мне это неинтересно. Я использую ресурсы Голливуда для других видов повествования. Лос-Анджелес – замечательное место для работы с движущимся изображением. Речь не только об удивительных пейзажах в его окрестностях: там и океан, и пустыни, и леса, и горы, в Голливуде есть все, что мне нужно, и студии, и художники по свету, и операторы, и спецэффекты. К тому же благодаря мягкому климату там можно работать круглый год.

На 2017-й в Пушкинском музее запланирована ваша выставка. Впервые в ГМИИ вашу работу показывали 10 лет назад, это было «Приветствие», основанное на «Встрече Марии и Елизаветы» Якопо Понтормо. И хотя эта картина не из собрания Пушкинского, интересно, будете ли вы для будущей выставки делать новые работы, вступающие в диалог, например, с живописью Возрождения из постоянной экспозиции ГМИИ?

– Что точно будет на выставке, пока неизвестно, но не думаю, что стану создавать нечто новое в этом духе. У меня было всего несколько работ, основанных на религиозной живописи и на картинах старых мастеров, и я уже пошел в другом направлении. Я очень ценю коллекцию Пушкинского музея, и когда мы с Кирой последний раз были в Москве, были очень рады посмотреть ее, так что это должно вдохновить нас сделать выставку, которая будет гармонично сочетаться с представленными там художниками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единой России" поручают бывших участников СВО

"Единой России" поручают бывших участников СВО

Иван Родин

Партия будет успокаивать потенциально проблемный для власти электорат

0
1680
В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

Михаил Сергеев

При сохранении аномально высокой ставки Центробанка возможна рецессия

0
1530
Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Екатерина Трифонова

Закон запрещает превращать защитников в свидетелей, но не наказывает за такие нарушения

0
1320
КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

0
1045

Другие новости