0
2744
Газета Культура Интернет-версия

04.08.2015 00:01:00

Жизнь, смерть, вода и кастинг

Тэги: художники, билл виола, творчество, видеоарт, гибридное искусство


художники, билл виола, творчество, видеоарт, гибридное искусство На фото фрагмент одной из композиций Билла Виолы. Фото Reuters

Билл ВИОЛА – классик видеоарта, в своих медитативных работах много размышляющий о жизни и смерти, вернее, о круговороте одного и другого. Недавно он привозил в Москву работу «Три женщины» на выставку гибридного искусства, а на 2017-й запланирована его выставка в Пушкинском музее. О том, как он работает с женщинами, и всегда ли это только профессиональные актрисы, о Голливуде и о своих работах в религиозном пространстве Билл Виола рассказал корреспондентам «НГ» Григорию ЗАСЛАВСКОМУ и Дарье КУРДЮКОВОЙ.

В ваших видеоработах тема смерти, а вернее, жизни и смерти, часто выражается через женскую природу, именно женщины этот ход жизни разыгрывают в выделенные им 9 минут. Почему именно женщины?

– «Три женщины» (2008) относятся к серии «Метаморфозы», включающей персонажей разных возрастов, национальностей и полов. Такое разнообразие не случайно, оно было нужно для того, чтобы показать, что жизнь каждого человека имеет значение и что все мы включены в опыт прохождения круга жизни и смерти. Работы этой серии вдохновлены словами средневекового мистика Ибн аль-Араби, описавшего жизнь как бесконечное путешествие: «Личность – безбрежный океан. Созерцание этого океана не имеет ни начала, ни конца ни в этом мире, ни в следующем».

Что в 9 минутах такого магического, что многие ваши видеоработы часто длятся ровно столько времени?

– Части «Метаморфоз» длятся от 5 минут 51 секунды до 12 минут 18 секунд – все они разные. В свой срок каждый человек там приближался к порогу воды и оставался на нашей стороне мира столько, сколько ему было нужно. Я не заставлял их так делать, они сами чувствовали в этом потребность. У меня есть много других работ с разной длительностью, у одной 89 минут, у другой 4 минуты, ну и всего, что в этих пределах. Как правило, время действия не определяется заранее, все зависит от того, что диктует сама работа.

Как происходит кастинг, вы работаете с профессиональными актрисами или необязательно только с ними?

– Обычно мы отправляем запрос через агентство, и мой партнер и исполнительный продюсер Кира Перова (жена Билла Виолы. – «НГ») просматривает результаты и назначает встречи тем, кого выбрала. Мы обращаем внимание не только на их внешний вид и умение выражать чувства и эмоции, но и на то, как они будут работать в команде. В «Трех женщинах», например, мать и две ее дочери – наши друзья, никакие не актрисы. Часто мы работаем в смешанной команде, где есть и профессиональные, и непрофессиональные исполнители. Обычно в таком случае самым полезным бывает первый дубль, поскольку в следующих дублях уже пропадает элемент первого ощущения, и исполнение уже не такое хорошее.

Замедленный ритм сообщает вашим видео медитативный характер. Мне кажется, это связано и с тем, что вы работаете с водой, «сглаживающей» движения (и в «Трех женщинах», которых показывали на московской выставке, это тоже видно). Часто пишут, что вода появилась оттого, что в юности вы чуть не утонули, но все же вода как время – метафора. В русском языке есть даже выражение о времени «сколько воды утекло», есть ли такое в английском и связана ли для вас вода с визуализацией хода времени?

– Вода не только символ течения времени, она представляет целый спектр метафор, включая крещение, размышление, смерть (утопление), а еще место, пространство между мирами, между воздухом и землей. Ну и разумеется, вода – неотъемлемая часть жизни.

Где можно увидеть ваши видеоработы, если, например, хочется посмотреть их снова?

– Информация обо всех выставках есть на сайте (billviola.com), но, к сожалению, в России работы показывают не очень часто. В Москве нет места, где в любой момент можно было бы посмотреть какую-нибудь мою инсталляцию. Мы с Кирой планируем выставку в Пушкинском музее через два-три года.

Ваши работы часто сравнивают с иконами. Их то и дело показывают в соборах, а были ли вам хотя бы однажды предложения сделать что-то на канонический евангельский сюжет от Церкви? Интересно ли вам такое внедрение в религиозное пространство?

– Мы часто помещаем работы в соборы и храмы, поскольку у этих пространств есть своя история, и это создает удивительный резонанс с произведениями. Тем не менее работы, заказанные Даремским собором в Северо-Восточной Англии, объектом, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия («Посланник», 1996), или лондонским собором Св. Павла («Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)», 2014), могли бы быть показаны где угодно, отнюдь не только в храме, просто в разных контекстах они приобретают разное значение. Я не занимаюсь «религиозным» искусством, я создаю искусство для людей, но, глядя на мои работы, люди могут задуматься и о чуде, и о хрупкости их собственной жизни.

Вы делали видеоинсталляцию к постановке Питера Селларса «Тристан и Изольда», а в кино вы когда-нибудь работали или хотели бы?

– Если вы имеете в виду традиционные фильмы, мне это неинтересно. Я использую ресурсы Голливуда для других видов повествования. Лос-Анджелес – замечательное место для работы с движущимся изображением. Речь не только об удивительных пейзажах в его окрестностях: там и океан, и пустыни, и леса, и горы, в Голливуде есть все, что мне нужно, и студии, и художники по свету, и операторы, и спецэффекты. К тому же благодаря мягкому климату там можно работать круглый год.

На 2017-й в Пушкинском музее запланирована ваша выставка. Впервые в ГМИИ вашу работу показывали 10 лет назад, это было «Приветствие», основанное на «Встрече Марии и Елизаветы» Якопо Понтормо. И хотя эта картина не из собрания Пушкинского, интересно, будете ли вы для будущей выставки делать новые работы, вступающие в диалог, например, с живописью Возрождения из постоянной экспозиции ГМИИ?

– Что точно будет на выставке, пока неизвестно, но не думаю, что стану создавать нечто новое в этом духе. У меня было всего несколько работ, основанных на религиозной живописи и на картинах старых мастеров, и я уже пошел в другом направлении. Я очень ценю коллекцию Пушкинского музея, и когда мы с Кирой последний раз были в Москве, были очень рады посмотреть ее, так что это должно вдохновить нас сделать выставку, которая будет гармонично сочетаться с представленными там художниками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
586
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
317
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
272
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
73

Другие новости