0
5092
Газета Культура Интернет-версия

21.07.2015 00:01:00

История русского искусства по версии коллекционера

Тэги: пушкинский музей, выставка, коллекция, русское искусство, александр володчинский


пушкинский музей, выставка, коллекция, русское искусство, александр володчинский Для выставки отобрали 80 полотен из коллекции Володчинского. Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина не испугался традиционного летнего затишья и открыл для посетителей одну из самых интересных выставок последнего времени. До 6 сентября в залах Отдела личных коллекций на выставке «Русское искусство XIX–XX веков» показывают почти 100 знаковых работ отечественных художников из собрания коллекционера Александра Володчинского. Некоторые произведения уже выставлялись в российских музеях, но фактически эта частная коллекция в таком объеме перед зрителями предстает впервые.

Сфера деятельности Александра Володчинского – шоу-бизнес, поэтому поддержать коллегу по цеху пришли Владимир Матецкий, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон с супругой Нелли, Валентин Смирнитский, Валдис Пельш, Леонид Каневский и Григорий Лепс. Последний, к слову, сам собирает русские иконы. 

Первую картину Володчинский приобрел 25 лет назад, хотя его интерес к искусству возник еще в юности во многом благодаря учителю музыки, рассказывавшему ученику не только о знаменитых музыкантах прошлого, но и о художниках. Не меньшую роль в формировании вкуса у будущего коллекционера сыграл и его брат – театральный режиссер и педагог Арсений Сагальчик. Володчинский сам говорит, что его коллекция  сумбурна, ведь предпочтения постоянно менялись: «Были в собирательстве и победы и огорчения, но меня это не остановило, наоборот, только подогревало мой азарт. В какой-то момент я понял, что это огромная часть моей жизни. Приобретая каждую работу, я думаю, заинтересует ли она моих дочерей, понравится ли им. А когда они подросли, я стал с ними советоваться, и сам процесс собирательства доставляет мне большое удовольствие, даже если наши взгляды и вкусы не совпадают». 

80 работ, отобранных куратором выставки Натальей Автономовой, заняли пять залов, один из которых полностью отдан братьям Маковским. Внушительная подборка картин передвижника Владимира Маковского, изображающая русский быт и городские типы 1900–1910-х годов («Запись после исповеди», «Делец. На бульваре», «Интервью») дополнена произведениями более светского живописца Константина Маковского («Портрет темноволосой красавицы»), которого император Александр II называл «своим художником».

Вместить все, что хотелось бы показать публике, не удалось (в экспозицию не попало собрание работ Александра Бенуа), но имена все равно впечатляют. Авторский вариант «Витязя на распутье» Виктора Васнецова, «Плач Ярославны» Василия Перова, морские пейзажи Ивана Айвазовского соседствуют с радостной «Жатвой» Александра Киселева. Многие знакомые и узнаваемые авторы на выставке неожиданно предстают в ином свете. Вряд ли кто сможет угадать, что символистический «Пейзаж с парусником» написан Исааком Левитаном, а  сияющий белый «Вид на Московский Кремль зимой» – Василием Верещагиным. Прославившийся пейзажами Николай Дубовской удивляет полотном «Порт-Артурское дело», созданным на злободневную тему – художник запечатлел судебный процесс по делу о сдаче Порт-Артура во время Русско-японской войны. 

Не менее богаты залы, представляющие живопись ХХ века. Здесь легкий импрессионистический пейзаж Константина Коровина, прозрачная акварельная работа Константина Юона «Провинция. Базар» и его же масляный яркий «Натюрморт с купальницами», портрет Генриетты Гиршман Константина Сомова (ее же в свое время писал Валентин Серов), задумчивый «Мираж в степи» Павла Кузнецова (в сентябре работа совершит путешествие в Третьяковскую галерею, где украсит монографическую выставку художника).  

Много в экспозиции графических работ – знаковые портреты Сержа Лифаря, Никиты Балиева и Эжена Ионеску, созданные Юрием Анненковым, рисунки Натана Альтмана («Спящий Михоэлс» – недавняя покупка коллекционера), канонический Сергей Дягилев с моноклем – несомненная зарисовка Михаила Ларионова с натуры. 

Александр Володчинский не ограничивает себя временными или стилистическими рамками, в собрании есть европейские мастера – Моис Кислинг, Сюзанна Валадон, Камиль Коро. Их час быть выставленными еще не пришел, так же как и не пришел он для обширного собрания редких книг, которые коллекционер так же активно приобретает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1610
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3533
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2599
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2109

Другие новости