0
5404
Газета Культура Интернет-версия

17.07.2015 00:01:00

Под жарким солнцем любви

Тэги: большой театр, туган сохиев, кармен, опера, критика


«Моя Кармен!» 	Фото Дамира Юсупова с официального сайта театра
«Моя Кармен!» Фото Дамира Юсупова с официального сайта театра

Спустя полтора года после назначения музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев дебютировал на исторической сцене в качестве дирижера-постановщика спектакля. Маэстро остановил свой выбор на опере Бизе «Кармен» – одна из самых популярных опер в мире прозвучала крайне непривычно, чего маэстро и добивался. 

В интервью Сохиев не раз подчеркивал, что его задача – освободить Бизе от штампов, от накипи, что нарастала от одной интерпретации к другой, в результате чего лирическая опера превратилась в пафосную, «с придыханием», драму. Сохиев виртуозно проделывает обратный путь: он словно работает в технике мелкого мазка, высвечивая каждую деталь партитуры. 

Его «Кармен» легче, подвижнее, рельефнее, она – неожиданно – изящна, игрива и очень певуча. Кантилена становится едва ли не определяющим элементом всей партитуры: включая и знаменитую хабанеру Кармен, и легендарные куплеты Эскамильо. Очевидно, солистам Большого такой подход не вполне привычен, и если Агунда Кулаева (Кармен) его приняла, то Эльчин Азизов (Эскамильо) не вполне. Как ни странно, в такой интерпретации (или при таком кастинге) две героини, задуманные авторами как контробразы, тембрально оказались очень близки. Кулаева, вообще-то обладательница мощного и глубокого голоса, нашла не столько страстный, сколько нежный тембр, а Анна Нечаева, как раз в силу драматической природы своего голоса, из традиционно «голубой» героини слепила отважную, даже мужественную Макаэлу (впрочем, какая еще заберется ночью в логово контрабандистов?). Тенор Мурат Карахан, единственный приглашенный артист в первом составе, обладатель по-французски звонкого, с трепетом, тембра, во втором действии раскрылся и почувствовал свободу, достойно пройдя со своим героем путь романтических иллюзий и страшных потерь. 

Иногда все же казалось, что в своем желании «смахнуть пыль» с Бизе дирижер сорвал и одежду, и кожу, и мясо – порой слишком бесплотным было звучание оркестра. Впрочем, может быть, слушатель не так быстро готов расстаться с той самой «накипью» выразительных средств, что действительно заставляла сердце биться чаще. 

Борьба маэстро со штампами полностью была дезавуирована тем, что происходит на сцене, – там как раз штампы множились. Разве что не было красного цветка в волосах у Кармен (она бросает Хозе ветку акации), была зато роза на талии (художник по костюмам Валентина Комолова). Декорации Станислава Бенедиктова представляли собирательный образ Севильи – города, где солнце раскаляет песок и камень. Декорации без единого прямого угла, видимо, должны были передать и острую эмоциональную обстановку. 

Кроме профессионально разведенных мизансцен постановка Алексея Бородина ничем, к сожалению, не примечательна. А в финале и сами мизансцены стали вызывать большие вопросы. Так, последний разговор героев, каждый из которых предчувствует трагедию, происходит в таверне, за столом, предусмотрительно накрытым на двоих. Коррида почему-то начинается на закате, а заканчивается на рассвете (чтобы багровый солнечный диск предвещал кровавую развязку?) Противостояние народа и власти, о котором говорит режиссер в интервью, спрятано так глубоко, что не читается совсем: застывшие фигуры солдат и жителей Севильи выглядят не более чем застывшими иллюстрациями, в то время как герои должны излучать ненависть или неприязнь друг к другу.

В худших традициях прошлого века Кармен все время выставляет ножку и упирает руки в боки, разумеется, гордо поднимает подбородок и вызывающе смеется. То, от чего декларативно избавляется дирижер, вопит (как иначе сказать?) на сцене. Увы. Хочется закрыть глаза и только слушать, слушать, слушать. Но для этого, как правило, существуют филармонии…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1826
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3812
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2864
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2334

Другие новости