«Бородатые» женщины в спектакле «Она». Фото Владимира Луповского
Дом танца «Каннон Данс» уже более полутора десятков лет берет на себя функцию проводника петербургской публики в мир современного танца, знакомя зрителей с российскими и зарубежными хореографами. Летом дом танца проводит фестиваль Open Look, в этом году его программа расширилась настолько, что от Open Look отпочковался, по сути, еще один самостоятельный фестивальный продукт – Национальная платформа современного танца и театра Russian Look.
Фестивальная программа этого года легко проносит зрителя от Скандинавского полуострова к Ближнему Востоку, по дороге заглянув в Италию и Германию. Флажки на этой карте важны не только для статуса – российским танцовщикам, в свое время упустившим непростительно много, по-прежнему хочется жадно хватать и израильскую любовь к экспериментам, и скандинавскую движенческую минималистичность, и европейскую телесную раскованность, и вообще максимум из того, что можно схватить. Нужно это и зрителям – хотя в алькове театральной сцены уже давно есть место не только для «белого балета», любовь российской публики к современному танцу все же гораздо менее пылкая.
Однако же в залах Новой сцены Александринского театра, где проходила большая часть показов, можно было встретить не только танцовщиков всех мастей (хотя в основном, конечно, их), но и мам с детьми-подростками, юных дев, пришедших в расчете на светскость мероприятия, да и тех, кто не вписывается в сообщество contemporary.
В городе на берегу Финского залива совершенно ожидаем интерес к соседям: современному танцу из Северной Европы был посвящен отдельный вечер «Scandinavian wave». Открыла его финская танцовщица и хореограф Йоанна Нуутинен, представившая работу «Из скорлупы» – танцевальное высказывание о ежедневном информационном потоке, обрушивающемся на современного человека, о пропаганде и способах взаимодействия с информационным обществом. Несмотря на скупость и даже монотонность движений, представленных аллюзорными батманами и множественными партерными перекатами, прямолинейность своего высказывания, а также его явную техноцентричность (читай: зависимость от видеопроекций), работа не нагружена пафосом, а поэтому смотрится без напряжения.
Russian Look открылся премьерой – совместным проектом «Каннон Данс» и шведского хореографа Грехэма Эйди под названием «Она». Рефлексия на тему русского и женского – примерно так можно суммировать информацию, полученную из аннотации. На деле же – всякая географичность в целом и русскость в частности позабыта – спектакль универсален ровно настолько, насколько универсальны человеческие эмоции. Несколько новелл о разных женщинах – испуганных, властных, любящих, обиженных, напряженных, прячущихся, смелых и безмолвных. Хореограф вместе со своими артистками не боится поднимать темы откровенно страшные – насилие, манипуляция, лицемерие, – трансформируя это в движения намеренно изломанные, нервические, судорожные.
Ольга Пона, один из самых заметных российских хореографов, привезла из Челябинска свою недавнюю премьеру – спектакль «Встречи». Не новеллы, но скорее жанровые зарисовки о встречах и расставаниях, исполненные механически, жестко, шарнирно и равномерно-индустриально, выявили не только сильные стороны труппы, например владение стилем, но и слабые – технически челябинцы, увы, не всемогущи.
Александр Пепеляев с театром «КИНЕТИК» представил work-in-progress под названием «Люфт». Трагикомедия на грани фарса, силовой, полуакробатический, но при этом тонкой настройки танец, повествующий о человеческих страстях и непростых взаимоотношениях внутри любовного треугольника. Замешанный на черном юморе спектакль вызывает широкую улыбку и подтверждает, что российский современный танец может быть сконцентрирован не только на унылом самокопании, и более того – уже достаточно зрел, чтобы транслировать иронию и самоиронию.
Санкт-Петербург