Денис Мацуев указывает Дмитрию Маслееву дорогу в большое будущее. Фото с сайта www.tchaikovskycompetition.com
XV Международный конкурс им. Чайковского завершился. В среду со сцены Концертного зала им. Чайковского были объявлены имена лауреатов, вчера в присутствии Владимира Путина состоялся первый гала-концерт лауреатов. А имя обладателя Гран-при конкурса объявят сегодня в Санкт-Петербурге.
Гран-при и статус абсолютного победителя конкурса и приз в размере 100 тыс. долл. присуждаются лауреату первой премии по одной из специальностей. По мнению профессионального сообщества, этот почетный статус просто некому присудить. К сожалению, среди лауреатов первых премий нет музыканта, который бы в равной степени сочетал одаренность, хорошую школу, владение стилем и – не в последнюю очередь – аудиторией.
Все спикеры из членов жюри, выходившие на сцену для вручения наград, отмечали феноменальный уровень участников, искренне благодарили молодых музыкантов за одну лишь возможность их услышать.
Самым слабым был, пожалуй, конкурс у вокалистов, состав финалистов здесь озадачил многих: трое из четырех певиц – из Санкт-Петербурга, двое – из Мариинского театра, первую премию получила Юлия Маточкина, солистка Академии молодых певцов Мариинского театра (в составе жюри, напомним, Лариса Гергиева – художественный руководитель академии). Добавим, что в конкурсе не участвовал ни один музыкант из Большого театра. У мужчин традиционно лидируют певцы из Азии, первую премию получил монгол Ганбаатар Ариунбаатар, ныне – солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета.
Уровень конкурса в номинации «Сольное пение» высоким не назовешь (благо есть трансляция на телеканале Medici, выступления можно услышать), на Гран-при в этой категории рассчитывать не стоит.
Жюри виолончелистов удивило выбором. В финале, казалось, соревнуются два россиянина – Александр Бузлов и Александр Рамм. Оба – выпускники Московской консерватории, первый учился у Наталии Гутман, второй – у Натальи Шаховской, которые, к слову, в 1962 году разделили пьедестал Конкурса им. Чайковского (Шаховская была первой, Гутман – третьей). Оба – уже участвовали в Конкурсе им. Чайковского: восемь лет назад Бузлов стал вторым (в неравной борьбе уступив ученику Натальи Шаховской Сергею Антонову), Рамм тоже восемь лет назад остался без наград. Оба – сложившиеся музыканты, во всех трех турах представившие в лучшем смысле неконкурсную игру – действительно на радость публике и жюри. Но победу одержал Андрей Ионица из Румынии, 20-летний студент Берлинского университета искусств, музыкант виртуозный, но пока неспособный осмыслить непростые для понимания сочинения – скажем, Первый концерт Шостаковича. Фавориты же публики получили второе (Рамм) и третье (Бузлов) места.
Второй раз подряд скрипичное жюри не находит достойного кандидата на первую премию. Если в прошлый раз это решение было оправданно (среди допущенных к финалу никто не смог претендовать на первую, а те, кто мог бы ее оспорить, остались за чертой), то в этом году в финал конкурса вышли шесть блестящих скрипачей – кто-то из них поражал феноменальной виртуозностью и чистотой интонации (Клара-Джуми Кан), кто-то брал опытом (Гайк Казазян, еще один участник XIII конкурса, где взял четвертую премию). В результате Клара-Джуми Кан, фаворитка публики, стала четвертой – ей помешала травма руки. А вот третью премию разделили три (!) участника: россияне Павел Милюков и Гайк Казазян и молдаванка Александра Конунова. Решение это выглядит нелепым (учитывая, что при равных голосах «да-нет» в ход по регламенту должно было пойти голосование баллами), единственное преимущество такого расклада в том, что обладатели третьей премии попадают в обойму ангажементов. А лидером скрипичного конкурса стал Цзэнь Юй-Чень с Тайваня.
Наконец, пианисты. «НГ» активно следила за выступлениями участников именно в этой категории. Здесь жюри предстоял очень сложный выбор. Представитель фортепианной династии, внук и ученик Веры Горностаевой, Лукас Генюшас пришел на конкурс за первой премией, в каком-то смысле это была естественная цель его творческой жизни. Вероятно, его подвело выступление в финале: Третий концерт Рахманинова был сыгран слишком формально, в плохом смысле по-конкурсному (когда с точки зрения ремесла придраться не к чему, но с точки зрения содержания возникают вопросы). Возможно, это следствие колоссального напряжения – к последнему выступлению ты эмоционально выжат. Лукас стал вторым и разделил премию с обаятельным американцем Джорджем Ли, который покорил публику немыслимой виртуозностью. Смело можно сказать, что он играл на конкурсе чище всех, другое дело, что 19-летнему пианисту предстоит капитальная работа по знакомству со стилем той или иной эпохи, приобретение хорошего вкуса. Третью премию разделили 16-летний ученик ЦМШ при Московской консерватории Даниил Харитонов (настоящий боец, но пока слишком юный) и петербуржец Сергей Редькин, последнему в финале не хватило сил, чтобы поспорить за более высокое место. Четвертую премию получил француз Люка Дебарг, абсолютный любимец публики, о его невероятной одаренности свидетельствует то, что после четырех лет профессиональных занятий музыкой он попал в финал Конкурса им. Чайковского и впервые сыграл с симфоническим оркестром в Большом зале консерватории. Дебарг стал и лауреатом премии Ассоциации музыкальных критиков Москвы, а в качестве награды Московский Международный дом музыки предоставил ему право сыграть сольный концерт в Камерном зале.
Победителем Конкурса им. Чайковского у пианистов стал 27-летний Дмитрий Маслеев, выпускник Московской консерватории. Маслеев не был очевидным претендентом на награду, он постепенно привлекал к себе внимание: в первом туре этюдами, во втором – выдержкой (хотя программа была слишком «засорена» виртуозными пьесами), а вот в исполнении концерта Моцарта он показал и деликатность, и ненарочитую, без жеманства, изысканность, окончательно склонив весы (как минимум публики) на свою сторону. Нельзя назвать его виртуозом сродни Джорджу Ли или магом рояля, как Дебарга. Но жюри отметило его безусловную музыкальность и чуткость, что важнее, чем «быстрые пальцы».
Как покажет себя этот музыкант в дальнейшем – услышим, а сейчас он, кажется, неожиданно для себя, находится на старте мощной карьеры, с победителями заключается контракт. В ответ на мое поздравление он сказал только: «Было очень трудно». Во время конкурса Дмитрий потерял маму. Эту победу, думаю, он посвятит ее памяти.