0
4965
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2015 00:01:00

Вокруг музыки: "Шум и синтез"

Тэги: выставочные залы, выставки, москва


выставочные залы, выставки, москва Трогать руками можно все! Фото Юлии Дмитрюковой

Менее двух лет назад был запущен процесс обновления сети московских районных выставочных залов и галерей. По инициативе столичного Департамента культуры, они были объединены в сеть «Выставочные залы Москвы», программной деятельностью в них занялись ведущие кураторы в области современных выставочных проектов и социо-культурного проектирования. В их задачу входило «оживление» площадок, на многих из которых будто бы остановилось время. Многие обновленные галереи за небольшой отрезок времени обрели свое собственное лицо: за внешними изменениями и переименованиями скрывается работа по глобальному внутреннему «переформатированию». Помимо организации актуальных выставок, концертов, театральных и музыкальных перформансов, появились мастер-классы и тренинги, образовательные программы различной тематики для посетителей разных возрастов и интересов. Обновление заключается и в поиске новых путей диалога с аудиторией. Происходит все это в небольших пространствах, упрятанных в самую гущу жилых районов, и не только вдали от центра города, но и вне пределов Третьего транспортного кольца: в Беляево, Выхино, на Каширке, и даже за пределами МКАД — в Солнцево.

Один из самых удачных вариантов обновления — проект ГРАУНД, который открылся в июле 2014 года и объединил два выставочных пространства на севере Москвы: галереи «На Ходынке» и «На Песчаной». Под руководством куратора Екатерины Бочавар и продюсера Юлии Бычковой, а также арт-дирекции галерей, две площадки удалось объединить общей идеей: «Современное искусство в его кросс-дисциплинарном варианте». Направления деятельности «Государственного районного артистического университета независимых дарований» (остроумная расшифровка организаторов) немного отличаются по двум адресам: выставочные проекты в «ГРАУНД-Песчаная» взаимодействуют с экспериментальным театром и перформансом, музыкой и литературой, паблик-артом и уличным искусством. В «ГРАУНД-Ходынка» они чаще связаны с новыми медиа, возникающими на стыке искусства и технологий — видео-артом, саунд-артом. Площадки не только насыщены событиями, но и имеют продуманный фирменный стиль — в оформлении помещений, выставок и полиграфического дизайна («белое» и «черное»). За год в ГРАУНДе прошли две совместных выставки, — «Заземление» (отражение современной жизни района в различных художественных жанрах) и «Три минуты войны» (редкая кинохроника, совместно с Музеем Кино). «Нашумевшим» событием конца 2014 года в «ГРАУНД-Песчаная» стала экспозиция «Приют роялей» — часть коллекции клавишных инструментов разных эпох, собранной пианистом Петром Айду. Один из ее экспонатов — действующий самодельный орган, собранный вручную в собственной квартире любителем Иосифом Файном, — остался в галерее на постоянной основе. Аналогичным «постоянным током» галереи «ГРАУНД-Ходынка» стала коллекция исторических электромузыкальных инструментов Льва Термена — несколько моделей терменвоксов, ритмикон и гармониум. Нашел себе здесь временный приют и уникальный электроинструмент Александра Иванова и Андрея Римского-Корсакова — эмиритон.

В конце мая 2015 года в ГРАУНДе открылась третья «двойная» выставка, объединившая обе площадки: «В поиске потерянного звука: Шум и Синтез». В центре внимания — история звуковых экспериментов в России 1910 – начала 1930-х годов. Cложный период переустройства мира, романтика революционного времени нашли отражение во всех видах искусства. В области музыки, одновременно в разных странах, рождалось множество новаторских идей — как концептуальных, так и технологических. Это и поиск новых источников звука, и расширение самого звукового поля: включение в него шумовой палитры новой индустриальной эпохи. В России и позже в СССР наблюдался невероятный подъем музыкального эксперимента: создание первых электромузыкальных инструментов и опыты графического синтеза звука, шумовые оркестры и звуковые опыты в театре и кино. Причем основы «искусства будущего» закладывали представители разных профессий: математики и физики, художники и музыканты. «Кросс-дисциплинарность» — еще один признак этого необыкновенного времени. К сожалению, с наступлением тоталитарной советской эпохи и последующей Второй мировой войны большинство экспериментов было свернуто: закрывались лаборатории, уничтожались архивы — отсюда «потерянный звук» в названии выставки. Прервавшаяся в СССР история музыкальных технологий продолжилась на Западе, где многие идеи были доведены до практических результатов (в том числе и эмигрантами из России). Горькая ирония состоит в том, что эти результаты уже были вынуждены копировать советские конструкторы второй половины XX века, не подозревая об их подлинных истоках.

Многие достижения послереволюционных лет стали широко известны только в последние десятилетия, благодаря специальным исследованиям. Два их направления — отечественная шумовая культура и ранние методы синтеза звука — послужили основой двух частей выставки: «Шум» (кураторы — Константин Дудаков-Кашуро и Петр Айду, «ГРАУНД-Песчаная») и «Синтез» (кураторы — Андрей Смирнов и Алекс Пленингер, «ГРАУНД-Ходынка»). У каждой из частей есть проекты-«прародители». В первом случае это выставка «Реконструкция шума» в Политехническом музее (2012), для которой было воссоздано около 60 театральных шумовых инструментов Владимира Попова (довоенный МХАТ) . Во втором — серия выставок «Поколение Z» о музыкальных технологиях 1910-30-х, прошедших во Франции, России, Венгрии, Германии в 2008-2014 гг., в частности, в Политехническом музее (2009), а также экспозиция «Пионеры звука» на Винзаводе (2014), где было представлено множество документов и подлинных звуковых аппаратов того времени.

В процессе подготовки выставки, каждое из ее первоначальных направлений было расширено — или контекстом эпохи, или даже выходом за ее пределы. Центром экспозиции «Шум» стали несколько действующих шумовых инструментов Попова, имитировавших в театре ветер и дождь, стук колес поезда. А вокруг них рассказывается и о других «сферах применения» шумовой музыки: цирковая эксцентрика, звуковое кино, а также самодеятельные шумовые оркестры — «шуморки», получившие большое распространение в голодные послереволюционные годы. По словам одного из авторов выставки, культуролога Константина Дудакова-Кашуро, это «удивительный период применения авангардных форм искусства в деле массового образования». Здесь же реконструкции некоторых самодеятельных инструментов: «пузифон» (однострунный смычковый инструмент с использованием палки-швабры и бычьего пузыря) и «стулофон» (щипковый инструмент, состоящий из струны, стула-деки и металлической коробочки-«подставки», перестраивающей струну). Подобные конструкции сейчас вызывают лишь смех и умиление, но как свидетельствуют расположенные рядом многочисленные цитаты современников (а это и цитата из М. Горького, и воспоминания актера А. Менакера, публикации в журнале «Смена») — отношение к «шуморкам» было более чем серьезным. По технологии изготовления самодеятельных инструментов выходили целые книги — обложка одной из них есть на выставке. Авторы также провели аналогию со средневековыми карнавалами и дополнили экспозицию латиноамериканскими шумовыми инструментами (такими как «ослиная челюсть»).

Еще одна часть экспозиции на Песчаной посвящена шумовым экспериментам в кино: для некоторых режиссеров, таких как Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн, звуковая дорожка кинокартины была не менее важна, чем ее визуальная часть. В одном из залов на большом экране демонстрируется фильм Дзиги Вертова «Энтузиазм. Симфония Донбасса», который без преувеличения можно назвать еще одним «манифестом новой музыки» — настолько интересно выполнено звуко-шумовое оформление к нему. На небольших видеопанелях можно увидеть фрагменты из других кинофильмов, а также — для сравнения — фильмы о ранних шумовых экспериментах в Италии (оркестр «Интонарумори» Луиджи Руссоло) и Франции («конкретная музыка» Пьера Шеффера). Нельзя не отметить общность экспериментов в прикладной (театр, кино) и эстетической плоскости, причем нередко прикладные опыты оказываются даже более интересными, чем те, что были заранее объявлены «чистым творчеством».

Особое место в экспозиции «Шум» занимает рассказ о «Симфонии гудков» Арсения Авраамова — композитора и теоретика, смелого новатора в области «производственного искусства» и микротоновой музыки, об опытах которого мы знаем, к сожалению, только по документам, нескольким фотографиям и свидетельствам современников.

Вторая половина выставки, «Синтез», в процессе создания также вышла за пределы заявленной темы. Ее первоначальные смысловые центры — документальная история графического синтеза звука (опыты Николая Воинова, Михаила Цехановского и Евгения Шолпо, Бориса Янковского и — снова! — Арсения Авраамова, а также демонстрация первых отечественных электромузыкальных инструментов — уже упоминавшихся выше аппаратов Термена, Иванова и Римского-Корсакова. Но благодаря интересу и помощи частных коллекционеров, возник еще один обширный раздел экспозиции, посвященный знаменитым зарубежным синтезаторам 1960-70-х годов. Здесь можно увидеть редкие действующие экземпляры синтезаторов Minimoog, EMS Synthi A и Arp Odissey, одну из современных модификаций легендарного Buchla 200 (четыре из пятнадцати модулей которого созданы одним из кураторов «Синтеза» Алексом Пленингером), а также самый популярный в мире синтезатор 1970-х — американский Synclavier. Казалось бы, между первым и вторым разделом нет прямой связи, но это только на первый взгляд. Если изучить историю создания первых синтезаторов на Западе, то можно обнаружить немалый вклад в нее российских эмигрантов. Выходцем из России был родоначальник американской Tape Music, композитор Владимир Усачевский — один из основателей знаменитой студии Колумбийско-Принстонского университета, где уже в 1950-е годы был установлен синтезатор Mark II фирмы RCA. Потомком знаменитого российского дворянского рода является Питер Зиновьев, основатель британской компании EMS, выпускавшей легендарные синтезаторы Synthi. А американский композитор Джон Эпплтон, один из разработчиков Synclavier, — сын эмигранта из Кишинева и пасынок выходца из Уфы, контрабасиста Лос-Анджелесского оркестра, привившего будущему композитору, по его собственному признанию, интерес и любовь к музыке.

На многих экспонатах — как шумовых, так и электронных инструментах — можно попрактиковаться в любое время работы выставки, под присмотром ее охранителей. Уход от наскучившей музейности («руками не трогать!») и наличие еще одного измерения — акустического (в залах постоянно что-то звучит, и это не только фонограммы видеороликов) придает экспозиции особую оригинальность. А в сочетании с объемом информации и качеством ее подготовки — несомненную уникальность на культурной карте Москвы. В целом, создается впечатление, что круг тем, которые затрагивает выставка, превышает в несколько раз ее материальные объемы. Небольшое число уникальных артефактов дополняется множеством экспликаций, качественных не только по содержанию (чего стоит один только «Шумохронограф» Константина Дудакова-Кашуро, выполненный в пол-стены!), но и по дизайнерскому решению: особая плакатная бумага, напоминающая «оберточную», на Песчаной, и трафаретные надписи на черных поверхностях — на Ходынке. В дополнение к выставке, благодаря помощи пермского фонда «Новая коллекция», была выпущена оригинальная 12-полосная газета с большим объемом информации об истории графического синтеза и шумовой культуры — ее бесплатно получает каждый посетитель. Также, помимо регулярных экскурсий, кураторы обеих выставок проводят тематические лекции и демонстрируют экспонаты в действии. В «ГРАУНД-Песчаная» Константин Дудаков-Кашуро рассказывает о шумовой культуре в России и на Западе, а Петр Айду демонстрирует модели шумовых инструментов. В «ГРАУНД-Ходынке» Андрей Смирнов знакомит с историей «графического звука» и первых отечественных синтезаторов, а Алекс Пленингер проводит практические занятия на аналоговых синтезаторах из Европы и Америки.

Еще один замечательный плюс выставки — сопровождающая ее перформативная программа. В «ГРАУНД-Ходынке» это показ работ лаборатории новых форм танца и просмотры исторических кинофильмов. В «ГРАУНД-Песчаной» — цикл концертов «Воскресные импровизации». 21 июня в рамках цикла прошел концерт-презентация «Алексей Сысоев и друзья» 28 июня в концерте «Два дуэта» — джазовые импровизации на саксофоне и фортепиано (Анатолий Осипов – Алексей Наджаров, Юрий Яремчук – Григорий Сандомирский), а 5 июля — сольная программа RESUME пианиста и композитора Романа Столяра.

Выставка «В поисках потерянного звука. Шум и Синтез» продлится до 5 июля.

  • «ГРАУНД-Песчаная» — ул. Новопесчаная, д.23/7. м. «Сокол». вт-вс, 11–20
  • «ГРАУНД-Ходынка» — ул. Ирины Левченко, д.2. м. «Октябрьское поле». вт-вс, 11–21. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

Владимир Полканов

Собственная разработка компании позволила получить сверхчистый алюминий

0
1849
Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Геннадий Петров

Избранному президенту США пообещали кадровые проблемы, но в перспективе

0
2726
Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
3524
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
2967

Другие новости