0
2826
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2015 00:01:00

Солнечный круг

Тэги: театр, самара, премьера, снегурочка


театр, самара, премьера, снегурочка Снегурочка в Берендеевом царстве. Фото предоставлено пресс-службой театра

Последняя премьера Самарского театра оперы и балета попадает в разряд авантюрных. «Снегурочку» Римского-Корсакова хотели исполнить в концертной версии, но главный режиссер театра Михаил Панджавидзе, заручившись поддержкой директора Натальи Глуховой, рискнул сделать настоящий спектакль – следуя английской пословице «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Действительно, концертное исполнение – на один раз, спектакль же останется в репертуаре, тем более что в труппе театра есть хорошие артисты, оркестр и хор, достойно справляющиеся с этой сложной партитурой. 

В спектакле Панджавидзе выступил и автором сценического оформления, используя свой фирменный метод – работу с видеопроекцией и активное использование технических возможностей сцены, когда действие происходит на нескольких высотных уровнях. Костюмы тоже придумывал сам, вместе с мастерами пошивочного цеха. Чтобы удешевить процесс, из закромов достали пророщенные ткани Павла Каплевича, оставшиеся после постановки «Бориса Годунова», а еще пригнали шесть «КамАЗов» сухого леса, отобрали ветки самые колоритные для оформления Берендеева царства и лесной чащи. Так что спектакль в некотором роде получился экологичным.

Дилемму «сказочное–реальное» режиссер решает не только визуальным, но и тембровым способом: Мороз и Весна, точнее, артисты, их исполняющие (Андрей Антонов и Антонина Кабо ), появляются на сцене только на поклонах – во время их огромной дуэтной сцены на экранах возникают их огромные лица (сначала кажется, будто перед нами прогрессивные технологии, и бывшие супруги общаются по скайпу, но – нет, открытых пересечений с сегодняшним миром в спектакле нет): артисты за сценой поют на видеокамеру, и несколько преображенные микрофонной волной их голоса, подчеркивают неземную, нечеловеческую суть персонажей.

Их дочка, Снегурочка (Ирина Янцева), попадает в Берендеево царство, по сюжету – измученное отсутствием солнца и тепла. Как правило, эти сведения остаются в теории, берендеи – несмотря ни на что – исправно провожают Масленицу, веселыми песнями и плясками. Панджавидзе не оставляет без внимания сюжет сказки: берендеи живут на последнем издыхании, люди, измученные голодом (нет солнца – нет пищи), словно в языческом ритуале призывают Солнце смилостивиться. А традиционно задорный хор «Прощай, Масленица!» в интерпретации главного дирижера театра Александра Анисимова звучит не просто печально – страшно, депрессивно, подавляюще. Обстоятельства сказываются и на лицах (грим демонстративно превращает людей в зомби), и на душах: здесь каждый за себя, никакого благородства, никакой доброты – лишь естественное желание поживиться. Только дары и наряды Снегурочки спасают ее от изгнания. Мотивация Мизгиря же иная: все, что мне нравится, – мое; на самом ли деле он полюбил Снегурочку – вопрос, но вот захотел ею обладать – точно. Тем самым столкнул историю с мертвой точки.

Панджавидзе следует пантеистическим идеям Римского-Корсакова и Островского, автора знаменитой пьесы. В его постановке природа пытается восстановить равновесие: Бог Ярило отправляет к берендеям наместника, своего сына Леля (Наталья Дикусарова), с жестокой целью – уничтожить Снегурочку и снять заклятие Мороза, обрекшего землю на вечный холод. Такая трехступенчатая картина мира: силы природы – их дети, полубоги-полулюди и, наконец, берендеи во главе с царем-жрецом (солист Большого театра Максим Пастер) – выглядит довольно логичной и убедительной. Исполнить задание Ярилы не так просто: Снегурочка неуязвима до тех пор, пока не познает, что такое любовь. А когда это наконец происходит и вместе с чарами отца и матери рушится тот невидимый барьер, что до сих пор не давал Лелю подобраться к Снегурочке (огонь губителен для льдинки, но лед, превратившись в воду, может потушить пламя), дочка Мороза все же тает в жарких объятиях сына Ярилы.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1866
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3873
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2911
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2380

Другие новости