Terra nova не ради красного словца... Сцена из балета. Фото со страницы Екатеринбургского театра оперы и балета в социальной сети Facebook
Не прошло и двух недель после представления неожиданной версии классической «Тщетной предосторожности», как екатеринбургская балетная труппа показала премьеру совсем иного рода. Вечер одноактных балетов получил название Terra nova не ради красного словца.
Один из признанных центров отечественного современного танца на балетной карте России – столица Урала до недавнего времени оставалась периферией и среди ньюсмейкеров не числилась. Основу репертуара, как и повсюду в стране, а особенно в регионах, составляли главным образом клоны балетов наследия в советских редакциях. Долгие годы канонизации классики как единственной и непререкаемой истины не только обеднили афишу, но и сузили интеллектуальный и эмоциональный кругозор людей балета. Раздвинуть границы привычных эстетических представлений решился инициатор нового проекта худрук балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров. Terra nova – «заповедные места, куда не долетали лебеди Петипа».
При этом выпускник Академии им. Вагановой, премьер Мариинского театра, а затем Национального балета Нидерландов и Королевского балета Ковент-Гарден, хорошо знакомый и с классикой, и с современной мировой хореографией, Самодуров не считает одно непременной альтернативой другому. «За пределами» классики не означает «в пренебрежении» к ней. Напротив, дальнейшие пути развития танцевального языка хореограф открывает в соседстве и взаимообогащении техник и стилей. О том, что поиски успешны, говорят знаковые премьеры театра последних лет («En pointe/На пуантах», «XIX-XX-XXI», «Цветоделика»), а также многочисленные номинации и дважды лауреатство Самодурова в «Золотой маске».
Его новый балет «Занавес» на музыку Отторино Респиги – на первый взгляд история балерины, под занавес карьеры теряющей и мучительно ищущей себя. Но в то же время он читается как метафора поиска классикой новой идентичности. В динамичных диагоналях групповых построений (то, что артистки екатеринбургской труппы плохо держат линию, оборачивается не частным, а концептуальным сбоем). В переосмысленном и в конце концов выходящем к новым формам выразительности «лебедином» мотиве. В предельно заостренном, но начисто лишенном патетики и театральщины драматизме. Даже в сочиненных художником Еленой Зайцевой балетных пачках, словно бы смятых в нервическом порыве.
Единственная сольная партия создана хореографом для и вместе с солисткой Большого театра Марией Александровой. Переплетение трагического и ироничного, способность в нестандартном пластическом решении одновременно воплощать конкретный характер и обобщенную идею открыли в московской приме не востребованный пока столицей потенциал.
Вторую премьеру проекта Terra nova можно назвать сенсацией. Первыми среди российских театров екатеринбуржцам удалось пригласить на постановку знаменитый дуэт «Лайтфут–Леон». Выпускник лондонской Королевской школы балета Пол Лайтфут и окончившая Национальную академию балета в Мадриде Соль Леон уже 25 лет работают вместе как постановщики. Танцевали в NDT. Лайтфут с 2011 года возглавляет легендарную голландскую труппу, а Леон с 2012-го является ее художественным консультантом.
Для российской премьеры выбрали двадцатиминутку для четырех солисток и двух солистов Step Lightly на болгарскую фольклорную музыку в исполнении женского хора. Спектакль родился в 1991 году, когда, по словам Лайтфута, он был «молод, наивен и влюблен». Что-то вроде этого можно сказать и о балетной труппе «Уралоперы». Молодые артисты оказались в начале пути, как некогда молодой хореограф. Он не обрел еще тогда того самобытного языка, которым славится сегодня. Они не слишком пока уверенно чувствуют себя в незнакомой хореографии. К тому же Наталье Кузнецовой, Елене Воробьевой, Екатерине Сапоговой, Мики Нисигути, Александру Меркушеву и Никите Москальцу еще предстоит включиться в ритмику и истовость ритуала, предстоит почувствовать, открыть в себе и донести до зрителя эмоциональную мощь и природную энергию потрясающей музыки. «Я очень хочу видеть, – признается Пол Лайтфут, – как танцовщики меняются и растут в этой постановке. Артисты словно добавляют цвета в свою палитру – это и есть искусство. И я хочу быть этим новым цветом для екатеринбургских танцовщиков».
Екатеринбург–Москва