0
3445
Газета Культура Интернет-версия

25.05.2015 00:01:00

Отлично сбереженная дочь

Тэги: балет, премьера, екатеринбург


балет, премьера, екатеринбург Мамаша Марцелина спуску женихам не даст! Фото Елены Леховой предоставлено пресс-службой театра

Учитывая репутацию пионера и одного из наиболее последовательных и успешных в России приверженцев балетного аутентизма, от Сергея Вихарева логично было ожидать очередного реставраторского сюрприза. Да и какое иное чувство, кроме музейного трепета, допустимо в обращении со старейшим из дошедших до нас шедевров мирового классического наследия? Тем не менее для Екатеринбургского театра оперы и балета Вихарев поставил балет «Тщетная предосторожность», объединив исторический подход с  современным.

Прозванный «Мольером танца» Жан Доберваль впервые поставил «Тщетную» в 1789 году в Бордо. Правда, тогда комическая история о воссоединении влюбленных вопреки попыткам мамаши выдать дочь за придурковатого богача называлась «Балет о соломе, или От худа до добра один шаг».  Два года спустя французский хореограф повторил постановку в Лондоне, откуда и началось ее триумфальное шествие по планете в разных вариантах и под разными названиями, в том числе La fille mal gardеe ou  La Prеcaution inutile, что в переводе означает «Худо сбереженная дочь, или Тщетная предосторожность». Первая часть закрепилась со временем в мире, а в русской традиции сохранилась вторая. Именно под этим названием в 1885 году, опираясь на концепцию Доберваля, но существенно обогатив танцевальный язык, свою версию на музыку Петера Людвига Гертеля в Петербурге представили Мариус Петипа и Лев Иванов. Эта версия и легла в основу новой сценической редакции, предложенной Екатеринбургским театром оперы и балета.

Автор возобновления Сергей Вихарев еще в конце 90-х познакомился с архивом бывшего режиссера Мариинского театра Николая Сергеева, фиксировавшего некогда петербургские балеты по системе Владимира Степанова. После революции Сергеев эмигрировал, увез записи с собой, и с некоторых пор хранящиеся в библиотеке Гарвардского университета, они служат делу реконструкции русского классического наследия. К счастью, «Тщетная» вошла в число записанных Сергеевым балетов.  К несчастью, по словам Вихарева, она записана хуже других, многие фрагменты шедевра Петипа–Иванова утрачены безвозвратно. 

Однако именно это подтолкнуло к неожиданной и на первый взгляд едва ли не кощунственной идее. Никакого музейного трепета. Восстановить все, что можно, но на основе реконструированных фрагментов создать современный, живой спектакль-игру. 

Два года назад в репертуаре Екатеринбургской труппы появилась жемчужина – одноактовка «Консерватория», театрализованный балетный урок, поставленный в середине XIX века классиком романтизма датчанином Августом Бурнонвилем. Фантазия сценографа Альоны Пикаловой перенесла действие из Копенгагена в белоколонный зал Петербургского училища на улице Росси. Эта игра послужила ключом к новой. 

По задумке координатора проекта Павла Гершензона, «Консерватория» стала прологом к «Тщетной предосторожности», приглашая зрителя поучаствовать в школьной затее. Поупражнявшись у станка, после урока его участники переодеваются и «зажигают» в балете XIX века, расцветив его (каждый в меру сил) виртуозными навыками века XXI. Стилистический, а главное эмоциональный переход от строгого академизма к бурлеску для Елены Воробьевой (Лиза), Александра Меркушева (Колен), Игоря Булыцына (Никез) как будто легкая забава. Комический дар продемонстрировал и привыкший больше к героическим партиям Виктор Механошин в роли мамаши Марцелины.

Выпускник Вагановки, долгие годы солист Кировского-Мариинского театра, Сергей Вихарев умудрился протянуть между веками «ниточку» без единого узелка, органично демонстрируя танцевальную технику и стилистику в развитии. Он сумел добиться от труппы не просто выплескивающегося в зал воодушевления, но взаимопроникновения танца и актерской игры. В понимании сверхзадачи, в нюансах, в пластических, мимических и настроенческих репликах. Помог (вместе с дирижером-постановщиком Андреем Анихановым) уйти от ставших почти непреложными атрибутами наших современных балетных спектаклей тотальной немузыкальности и нетанцевальности.  Танец здесь не просто «ложится на музыку». Полное впечатление, что они, музыка и движение, формируются одновременно, в унисон, как нечто единое и неразделимое. Еще одна захватывающая особенность спектакля – ритмичность. Не лобовая – на раз-два-три под аплодисменты любителей фуэте, а изощренная, рожденная чувственностью и ее же рождающая.

Сенсация нынешней версии балета – сценография. В Екатеринбургском оперном не сразу приняли едва ли не скандальную идею Альоны Пикаловой. В самом деле, где классическая «Тщетная предосторожность», а где… Винсент Ван Гог?  

Но как важен для театра незамыленный взгляд. Взгляд с высоты птичьего полета. При безупречном вкусе и чувстве юмора, конечно. Интерпретирующие живопись гениального постимпрессиониста сценография Альоны Пикаловой и костюмы Елены Зайцевой вопреки некоторым опасениям не выглядят ни анахронизмом, ни эпатажем. Напротив, неожиданное (и очень красивое) решение вдруг открывает в спектакле вневременную ценность. 

Кто знает, быть может, воодушевленные общим замыслом соавторы сумели отыскать для классики один из рецептов молодости…  

Екатеринбург–Москва 



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
782
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
500
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
332
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
472

Другие новости