0
5105
Газета Культура Интернет-версия

18.05.2015 00:01:00

Царица со взглядом Медузы горгоны

Тэги: театр, премьера, опера, медея


театр, премьера, опера, медея Хибла Герзмава в роли Медеи. Фото Олега Черноуса предоставлено пресс-службой театра

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко открывает для российского слушателя оперу Луиджи Керубини «Медея» – так же как в середине прошлого века это сделала для Европы Мария Каллас, партия древнегреческой царицы стала одной из ключевых в репертуаре певицы.

В Москве есть своя Каллас – Хибла Герзмава, и верность певицы с мировым именем любимой труппе позволяет музыкальному театру совершать вот такие репертуарные подвиги. Чем ближе к финалу, тем более весомое место в партитуре занимает фигура Медеи, а третье действие за небольшим исключением превращается в ее адский монолог. 

Недаром из забытия вернула эту оперу Каллас – чтобы опера произвела заслуженный эффект, нужна не просто певица экстра-класса – но харизматичная, волевая, сильная драматическая актриса. У Хиблы – оставляя за скобками свободу и виртуозность как само собой разумеющееся – отточена каждая фраза, ее пение не нуждается в подстрочнике – она интонирует не столько ноты, сколько смыслы. Ее Медея – не безумная, не по-женски мстительная фурия, а жрица, положившая себя на алтарь любви, а потом его же и разрушившая. Ее действия не человечны, но надчеловечны, и потому простому смертному понять и оправдать их невозможно.

Ее «храм» – заброшенный пляж, ее ритуалы – чистка кукурузы, кадила – утлая утварь, облачение – черное платье и тяжелые ботинки. Взгляд Медеи   — почти как взгляд Медузы горгоны – тяжелый и смертоносный, как и ее месть. Смягчается она только в присутствии детей, но в отчаянной внутренней борьбе между матерью и жрицей побеждает последняя, сеющая смерть. Ясон, поверженный, остается на узкой полоске песка и вот-вот будет завален глыбами бетонных тетраподов.

Огромные «четырехногие» блоки устрашающе смотрят на зрителя с первого действия, постепенно продвигаясь все ближе и ближе к краю сцены. Это, собственно, и есть единственный элемент декорации, исключая помост в глубине сцены, где вторым планом идут сцены свадьбы и оплакивания Главки. 

Вот такой простой, но крайне выразительный образ нашли режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев для этого спектакля. В первом же действии тетраподы обрамляют небольшой пляж, где загорает Главка с подружками, здесь же стоит маленькое прибрежное средиземноморское кафе (только по облику священника в сцене венчания мы понимаем, что это Греция). Здесь же играет маленький джаз-банд: пианист, кларнетист и ударник первую сцену исполняют в легкой джазовой манере. 

Больше этот прием нигде не повторяется, но тем самым слушателя ориентируют по времени действия – это, очевидно, первая половина XX века. Зритель же и так ориентируется  по женским купальным костюмам с шортами и мужской военной форме: Ясон-победитель приносит Креонту трофей и получает в жены Главку. Железный остов тетрапода, положенный на бок, венчает песочницу, где играют дети Медеи, здесь же ее «храм». Как было сказано выше, в финале бетонная стена покроет этот пласт истории (правда, поролоновые конструкции смешно подпрыгивают, что несколько смазывает впечатление).

Ансамбль музыкального театра работает под стать примадонне: особенно выделяются Нажмиддин Мавлянов (Ясон), очень техничный и выразительный, и Ксения Дудникова (Нерис), чья способность к состраданию оттенила суровый образ Медеи.

Главный дирижер театра Феликс Коробов, верный себе, не терял динамики (не в смысле динамических оттенков, но в смысле развития драмы), спектакль прошел в хорошем темпе и на эмоциональном острие, а только за одну чудесную интермедию с солирующим фаготом перед сценой Нерис оркестру и дирижеру стоит аплодировать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1846
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3841
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2886
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2358

Другие новости