Эх, море по колено! Фото с официального сайта театра
Иван Вырыпаев в качестве эпиграфа к своей пьесе «Пьяные» мог взять не только строки из Омара Хайяма, но призвать в союзники и Федора Михайловича Достоевского, который хотел написать роман «Пьяненькие». Однако планы Достоевского не осуществились, а вот Иван Вырыпаев свою пьесу закончил, и теперь она поставлена в Большом драматическом театре им. Товстоногова.
Драматург сводит воедино представителей благополучных классов, сытых буржуа со стажем и молодых, только встающих на эту стезю, а также сопутствующее этому классу окружение – моделей, красивых и холеных дам. Всех их объединяет в этой пьесе одно: каждый, пусть по разным поводам, но напивается до поросячьего визга. Пьет не в подворотне самопальную водку. Тут напиваются культурно: у стоек баров, дома, в ресторане. Пиво мешают не только с водкой, но и с мартини и бренди, дорогими ликерами и виски. Последняя или предпоследняя стадия опьянения вызывает – пусть по разным причинам – у этих господ, излучающих сытое самодовольство, искренность «последних вопросов». Все начинают неожиданно, стихийно, горячо говорить о Боге.
О Господе говорят все: Марта с кинематографистом Марком, хотя она пьяная сидит в луже, а он, также нетвердо держась на ногах, никак не может вытащить ее. По квартире модели Лауры ползает, включая ее саму, «любовный треугольник», опустошивший весьма серьезно бар: сама хозяйка, ее подруга Магда и Лоуренс, бывший бойфренд Лауры, нынешний муж Магды. Они тоже задаются вопросом о природе божественного. В гостиной богатого банкира Карла и его жены Линды, где собравшиеся друзья отмечают годовщину смерти матери Карла, также напиваются до последней степени и снова говорят о Всевышнем. И на мальчишнике накануне свадьбы одного из героев (он происходит на кухне ресторана, принадлежащего родителям) в компании с проституткой Розой пьяное менеджерское звено слышит шепот Господа.
Эту пьесу взял для постановки режиссер Андрей Могучий – художественный руководитель БДТ, в которого в последнее время то и дело летят критические стрелы. Его критикуют не без основания за то, что он не распоряжается должным образом труппой, не находит желаемого для всех взаимодействия с выдающимися актерами этого театра. Однако спектакль «Пьяные», пожалуй, первый серьезный успех на сложном пути, требующем и времени, и терпения.
В этой постановке БДТ мы стали свидетелями блестящих актерских работ Марины Игнатовой (Лора), Елены Поповой (Линда), Анатолия Петрова (Карл), Дмитрия Воробьева (Банкир), Валерия Дегтяря (Марк), что всегда свидетельствует в пользу спектакля. Но и «старая гвардия» – актеры, которые пришли в БДТ 10, 20, а то и 30 лет назад, – в последней премьере смогли прийти к взаимопониманию с режиссером, найти общий язык и новое качество ансамбля, как, впрочем, и режиссер с актерами.
Для Андрея Могучего ценность текста Вырыпаева, возможно, состоит в том, что для современного человека, пребывающего в фикции бытия, подобное состояние оказывается обременительно-утомительным. Желание надраться, нализаться, наклюкаться (русский язык по этой части богат – выдает 40 с лишним синонимов) есть попытка вырваться из псевдосуществования, из жизни в духе индийского кино. Принципиально и то, что прорываются к Богу через абсурд бытия не униженные и оскорбленные, а вполне себе состоятельные дамы и господа, молодые обеспеченные юноши и девушки.
Режиссер упаковывает свой спектакль в кадры из типового индийского кино, сражающего убийственным оптимизмом. Внутри же этой упаковки проходит галерея пьяных леди и джентльменов. Пространство тут тоже пьяное (художник-постановщик – Александр Шишкин). Пол сцены накренен. В мягкой фактуре этой наклоненной поверхности вязнут и без того нетвердо стоящие на ногах герои. Марте (Ирина Разумовская) непросто вытаскивать свои туфли на платформах. В результате отчаянного сопротивления ее пьяное тело плюхается в нечто ватное. Пьяному море по колено! Кинематографист Марк, проявляя чудеса акробатики, чудом не наступает Марте на голову. Балансируют, падают, ползают тут все. Нетвердые в походке, бессмысленно передвигаясь по замысловатым траекториям, готовые вот-вот рухнуть, фланируют (мастерски!) роскошные дамы в бриллиантах и шикарных вечерних нарядах.
Пьяные признания обнаружат неверность мужей и жен, менеджер Матиас (Руслан Барабанов) услышит шепот Господа и ночью на автобусной остановке после пьяного мальчишника женится не на своей невесте, а на Лауре (Варвара Павлова).
Пышная проститутка Роза (Юлия Дейнега) с разноплановыми пристрастиями (любит иранский кинематограф и воображает себя балериной, наряжаясь в нелепую пачку и драные колготки), готовая пожертвовать свою жизнь ради Бога – но только на словах. Марк душит ее, отчаянно пытаясь вернуть героиню в реальность, вырвать таким жестоким образом из сериального псевдосуществования. Он дарит ей жизнь, а она сочиняет новую серию о Марке – Иисусе Христе.