Поклонники Чайковского съезжаются в Клин. Фото с сайта www.mosreg.ru
Майские праздники в музыкальном мире пройдут под знаком юбилея Петра Ильича Чайковского – 7 мая исполнится 175 лет со дня рождения самого известного русского композитора в мире. Разумеется, этой дате посвящаются самые разные мероприятия – от единичных концертов до масштабных фестивалей. По счастливому арифметическому совпадению, и Международный конкурс исполнителей им. Чайковского проходит в этом году. Но это – событие июня, сейчас же речь о музыкальном фестивале к 175-летию композитора, который проводится по инициативе губернатора Подмосковья.
Крупные музыкальные события, фестивали стали приоритетным пунктом в осуществлении губернаторской программы «Наше Подмосковье». Проводится она, правда, несколько бессистемно – но можно сделать вывод, что организаторы ищут грамотный подход к реализации. Так, в прошлом году в Архангельском прошел фестиваль старинной музыки «Шедевры барокко», где выступили видные специалисты в области исторического исполнительства, преимущественно зарубежные. Тогда казалось, фестиваль был первым, но, похоже, остался единственным – в этом году внимание (по понятному «датному» поводу) сфокусировано на другом подмосковном регионе – городе Клин, где провел свои последние годы Чайковский. И вот опять чиновники на пресс-конференции говорят о том, что фестиваль будет развиваться, и даже анонсируют договоренности c РЖД о запуске скоростной электрички до Клина на будущие сезоны. Только не возникнет ли новый фокус в будущем году? Вполне вероятно, к тому же Подмосковье – регион немаленький, красивых и интересных мест здесь много, и в конце концов даже интереснее делать крупные проекты каждый раз в новом месте и по новому поводу. Быть может, такую стратегию и стоит выбрать.
Но это – дело далекого будущего, а если говорить о ближайшем, отметим громкое начало фестиваля: журналистов попросили прислать паспортные данные, поскольку ожидается визит главы государства. И не зря – открывает фестиваль Венский филармонический оркестр и дирижер Риккардо Мути: визит этого коллектива в Клин (маленькие городки со скромными залами не часто удостаиваются внимания венцев) только подтверждает уважение музыкантов к имени Чайковского – и, быть может, высокий гонорар. В программе концерта – Шуберт, Моцарт и, конечно же, Чайковский (30 апреля).
На следующий день в Клину играет Михаил Плетнев – тоже Чайковского: «Детский альбом» и Большую сонату, меломаны этого события ждут не дождутся, так как Михаил Васильевич не балует столицу сольными выступлениями, тем более со своим любимым репертуаром. Известно, что Чайковский – его конек, да и вообще мало кто в мире так чувствует и передает чуткость и хрупкость внутреннего мира композитора.
Еще одна любопытная программа – камерные сочинения русских композиторов (Второй квартет Аренского, Концертино для струнного квартета Стравинского и секстет «Воспоминание о Флоренции» Чайковского) – прозвучит в исполнении немецкого Kuss-квартета, названного по милой фамилии скрипачки – Поцелуй. Но не только: в этот вечер состоится мировая премьера сочинения современного французского композитора Антони «Дуэт для скрипки и альта». Эту пьесу (она написана специально для фестиваля) исполнит интернациональный дуэт: Томоко Акасака из Японии и наш виолончелист Александр Рудин (4 мая).
Неизвестную редакцию Первого фортепианного концерта Чайковского представят Большой симфонический оркестр и пианист Кирилл Герштейн (3 мая). Духовной музыке будет посвящен концерт хора им. Свешникова – в первом отделении исполнят «Литургию святого Иоанна Златоуста» Чайковского, во втором – одноименное сочинение Рахманинова (2 мая).
5 мая Российско-немецкая академия под руководством Валерия Гергиева и российско-немецкий молодежный ансамбль «2012» исполнят Октет для струнных ми-бемоль мажор Мендельсона и цикл «Времена года» Чайковского в переложении для камерного ансамбля. Валерию Гергиеву и оркестру Мариинского театра выпала честь закрывать фестиваль: в этот вечер позвучит Второй концерт Чайковского (солирует Денис Мацуев, который сейчас готовит проект «Три концерта Чайковского за один вечер») и последняя, Шестая симфония.