Так будет выглядеть Галерея старых мастеров. Фото Дарьи Курдюковой
В субботу Пушкинский музей провел День открытой стройки в одном из объектов будущего музейного городка - усадьбе Вяземских-Долгоруковых, что расположена в Малом Знаменском переулке, за главным зданием ГМИИ. С августа 2014-го там проводят работы по реконструкции, реставрации и приспособлению здания под Галерею старых мастеров, которую планируют открыть в 2019 году. Из общего бюджета музейного городка в 21,6 млрд. рублей на Галерею старых мастеров уйдет около 3,5 млрд. рублей.
У этого здания непростая судьба, и сейчас оно находится, по сообщению музея, в аварийном состоянии. Вместе с тем, во время подготовительных работ произошло открытие - в усадьбе Вяземских-Долгоруких, возведенной в XVIII веке, обнаружены элементы каменных палат XVII столетия. По словам руководителя департамента культуры Москвы Александра Кибовского, это редкий пример гражданской архитектуры XVII века в городе. Детали декора конца XVII столетия выявлены на западном фасаде, а внутри просматриваются очертания сводов того времени. Их - с разрешения столичного департамента культуры - постараются сохранить.
Парадная лестница старой усадьбы.
Фото Дарьи Курдюковой |
Напомним, в этой усадьбе в начале XIX века жил Николай Карамзин, а сам дом, в котором бывали Жуковский и Батюшков, называли «сборным местом всех именитостей умственных». После революции усадьбу национализировали, и здесь квартировались то Управление личного состава флота, то Институт марксизма-ленинизма, то Музей Маркса и Энгельса. В 1920-х к главному корпусу были пристроены боковые крылья. В 1990-х все это находилось в ведении Российского дворянского собрания, а с 2002-го принадлежит Пушкинскому музею.
Сейчас площадь бывшей усадьбы составляет 6 тыс. кв.м, но для приспособления под музейные нужды будет производиться заглубление на четыре этажа вниз, и в итоге общая площадь составит около 26 тыс. кв.м. В будущей постоянной экспозиции обещают разместить 929 картин старых мастеров XIII - начала XIX веков (против 456-ти, которые помещаются в залах в ГМИИ сейчас - подробнее о том, что покажут в Галерее старых мастеров, см. в «НГ» от 05.03.2015). С главным зданием Галерею свяжет подземный переход, который одновременно станет и открытым хранением, доступным как выставочное пространство для публики.
Директор ГМИИ Марина Лошак относительно музейного городка в целом пообещала, что в 2016-м, когда, в частности в бывшем Институте философии начнутся работы по приспособлению здания под Музей импрессионистов, вообще на территории квартала ГМИИ «мы все разроем так, чтобы деньги у нас было забрать уже невозможно». Сейчас музейный городок ГМИИ остается одним из немногих объектов, которого не коснулось секвестирование бюджета, но понятно, что с учетом кризиса 21,6 млрд. рублей - уже не та сумма, что была до ослабления рубля.
Внутри усадьбы показывают
фрагменты прошлых эпох. Фото Дарьи Курдюковой |
Усадьба Вяземских-Долгоруковых сейчас стоит с закрытым строительными лесами фасадом, вокруг - бытовки строителей. Внутри здания кое-где видны старые своды, а еще - парадная лестница, ведущая на второй этаж из-под арочного «обрамления». Конечно, главное - бережно отнестись к памятнику как к архитектурному свидетелю разных эпох и максимально именно реставрировать, а не только реконструировать. В музее обещают относиться к этому моменту бережно.
На День открытой стройки в ГМИИ пришел и гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин, пожелавший Пушкинскому, чтобы в будущем, пусть и не в рамках музейного городка, тут был бы и блок, посвященный современному искусству. Марина Лошак ответила, что это в заложено в концепцию развития - необязательно быстро, необязательно в музейном квартале, но, по ее словам, «мы уже беременны этой идеей». Что до самого ГЦСИ, проект строительства которого на Ходынке после предложения экономического блока правительства изъять средства, повис в неопределенности (см. «НГ» от 23.03.2015), то о том, как обстоят дела сейчас, Михаил Миндлин сказал «НГ», что после отправления петиций Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, после того, как, по словам гендиректора ГЦСИ, с личным письмом в поддержку ГЦСИ к властям обратился и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, сейчас вопрос о музее находится на рассмотрении в администрации президента и в аппарате правительства.