0
6391
Газета Культура Интернет-версия

23.04.2015 00:01:00

Неаполь выбирает русский балет

Ярослав Седов

Об авторе: Ярослав Викторович Седов – театровед, кандидат искусствоведения.

Тэги: италия, неаполь, балет, русский балет


италия, неаполь, балет, русский балет Захарова и Скворцов украсили собой спектакль Неапольского балета. Фото с официального сайта театра

Пока российская балетная общественность дискутирует об извечных проблемах традиций и новаторства, сетует на нехватку молодых хореографов, размышляет о судьбах старинного наследия в условиях конкуренции различных танцевальных стилей, Италия без лишних слов находит русскому классическому балету эффективное практическое применение. 

Итальянский балет имеет все исторические права стоять в ряду таких общепризнанных символов своей страны, как опера, история, архитектура, кино, мода, кухня. Свой род он ведет с эпохи Возрождения. Итальянцы Гаспаро Анджолини, Филиппо Тальони, Гаэтано и Огюст Вестрисы, Энрико Чекетти были не только виртуозными танцовщиками, но хореографами и педагогами, учившими танцевать всю Европу. Легендарная балерина XX века Карла Фраччи – кумир и авторитет всего балетного мира. А знаменитый танцовщик Роберто Болле – посол доброй воли ЮНИСЕФ.

Неаполитанский «Сан Карло» – один из главных балетных центров Италии. «Это самый большой театр страны и самый древний, старше Ла Скала, – говорит Ленц Чанг, худрук неаполитанского балета. – Его возглавляли Россини и Доницетти, здесь пели все великие певцы и здесь же – старейшая балетная школа, которая не закрывалась даже во время войн». 

Сейчас из-за экономического кризиса театр может себе позволить лишь одну-две новые постановки в сезон. «И уж если делать – то только самое надежное, настоящее, что вызывает безусловное доверие. Для нас это русский балет, – отмечает Роберто Джиованарди, представитель ATER, крупнейшей театральной ассоциации Италии, более полувека сотрудничающей с ведущими российскими коллективами. – Поэтому на новую постановку «Жизели» в неаполитанском «Сан Карло» мы пригласили мастеров Большого театра: в заглавной роли – мировая звезда Светлана Захарова, а балетмейстер и автор нынешней версии – ее наставник Людмила Семеняка, одна из лучших исполнительниц Жизели, получившая эту роль из рук великой Улановой». 

К этим резонам нужно прибавить и успешный опыт Семеняки-постановщика: ее редакции «Лебединого озера» и «Жизели», осуществленные в России, принадлежат к числу самых интересных и стилистически корректных современных интерпретаций классики. 

В Неаполе Семеняка эффектно вписала классические танцы Коралли, Перро и Петипа в романтические пейзажи художника Рафаэле дель Савио, напоминающие сюжеты старинных гобеленов. Игровые эпизоды и отдельные мизансцены она дополнила редакторскими штрихами, небольшими по объему, но предлагающими свежий взгляд на хрестоматийно известный спектакль. 

Ни один номер, включая дуэт крестьянской пары, перемещенный в сцену с аристократами, по-новому поставленный массовый крестьянский танец, вариацию Жизели первого акта, исполняемую перед общим финалом, не выглядит здесь «вставным». Каждый эпизод развивает драматическую ситуацию, высвечивает и укрупняет значимость главных героев. 

Светлана Захарова в заглавной партии непринужденно соединила блеск звезды с манерами хрупкой деревенской девушки и обликом бесплотной виллисы. Живые танцевальные диалоги, отточенная и дополненная изящными акцентами вариация, трагически возвышенная сцена сумасшествия в первом акте, а также завораживающая пластическая лирика второго акта создали благоговейную атмосферу художественного события. Заданный балериной тон достойно поддержал премьер Большого Руслан Скворцов – истинный благородный граф, не теряющий элегантности ни в ухаживаниях за Жизелью, ни в сценах предательства и раскаяния, ни в виртуозных танцевальных пассажах. 

Во втором составе главные партии исполняют кубинские звезды Йоланда Коррейа и Жоэль Карреньо, младший представитель знаменитой балетной династии, а в третьем – молодые солисты Анбета Торомати и Алессандро Макарио. 

Принципы Семеняки (цельность спектакля и правила «сквозного действия», составляющие основу русской театральной традиции) нелегко применять в сегодняшней практике, когда труппу собирают «на проект» из артистов разных школ. Поэтому не менее ценной, чем логичная редакция, оказалась фундаментальная работа над стилем и образами, проделанная Семенякой и ее ассистентом, артисткой балета Большого театра Наталией Выскубенко, с исполнителями неаполитанской «Жизели». 

Артисты охотно пошли навстречу: их искренне увлекло «проживание» ролей и возможность эмоционального контакта с публикой, тем более с такой восприимчивой и непосредственной в реакциях, как неаполитанская. По-новому в этой «Жизели» выглядит соперник Альберта лесничий Илларион в темпераментном и артистичном исполнении Эдмондо Туччи. Это не привычный ревнивый мститель, а ровесник главного героя, искренне любящий Жизель и выступающий равноправным претендентом на ее сердце.

Обаятельными подростками предстали юные танцовщики Клаудиа Д,Антонио и виртуозный Сальваторе Маццо в свадебном крестьянском дуэте. Труппа точно передает романтический стиль, образуют единый ансамбль, а главное – все участники, в большинстве своем молодые, выглядят здесь яркими персонажами, чьи эмоциональные проявления вызывают живой отклик зала.

В итоге Семеняка без деклараций, «в рабочем порядке» самым органичным образом подключила неаполитанскую труппу к сути русской театральной традиции. Той самой, которая в рассуждениях историков и теоретиков нередко предстает как миф о великом русском балете, а в постановке Семеняки оказывается живой сценической реальностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1640
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3206
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2681
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2384

Другие новости