Нехорошая квартира или, по-другому, квартира Булгакова находится на Большой Cадовой, в десятом доме. Именно здесь, в квартире номер пятьдесят разворачивались действия романа «Мастер и Маргарита» и проходил Бал сатаны. Сам же Михаил Афанасьевич Булгаков прожил в этой квартире с 1921 по 1924 год: типичный коммунальный быт, в каждой комнате - отдельная семья, а позднее он переехал в тридцать седьмую квартиру в этом же доме.
В дальнейшем, после выхода в свет «Мастера и Маргариты», поклонники писателя стали проявлять интерес к нехорошей квартире, а некоторые из них даже собирались в этом месте. Художники, музыканты, почитатели романа - казалось, здесь побывали многие, но на самом деле в саму квартиру попадали не все. Зато в подъезд вход был свободным, и со всей России поклонники Булгакова съезжались именно сюда. Дом снаружи и внутри был исписан цитатами из «Мастера и Маргариты», а под дверью нехорошей квартиры номер пятьдесят толпилась молодежь, считающая себя ведьмами, вампирами и прочей нечистью.
В то время внутри самой квартиры, по словам проживавших там любителей романа, творилась настоящая чертовщина. По ночам скрипел старый паркет, и чувствовалось присутствие сверхъестественных сил. Но самое захватывающее – это комната Булгакова, где некогда стояло большое старинное зеркало, навевающее ужас на находившихся в квартире жителей. По слухам, глядя в него, можно было увидеть чужое отражение, которое ответит на ваши вопросы, но кого именно отразит зеркало, никто не знал. Однако не лишена огласки история о том, что многим просто-напросто становилось плохо подле него. Некоторые испытывали панику, но все равно пробовали смотреть в это зеркало снова и снова. Страх страхом, а романтика и желание попасть в мир, описанный на страницах романа, сильнее.
Множество домыслов и поверий родилось об этом доме, не говоря уже о многочисленных упоминаниях и самим Михаилом Афанасьевичем этой квартиры.
«Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того
ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней
горит подряд», - писал Булгаков в одном из своих стихотворений. Конечно, эти строки - сатира на скудность коммунального быта, но и здесь присутствует намек на некую мистику, которую в дальнейшем Булгаков перенесет на страницы других произведений.
Прежде всего, нехорошая квартира известна рассказами о таинственном и неизведанном, но привлекала внимание не только этим. Для многих людей квартира Булгакова стала настоящей сказкой: пристанищем, где можно найти единомышленником и скрыться от реального мира.
Заходя в подъезд этого дома, люди верили в чудо: они загадывали вопрос, а первая попадавшаяся на глаза им цитата говорила ответ. Все они мечтали попасть внутрь нехорошей квартиры, но многие и не догадывались, что войти туда не составит труда – достаточно постучать в дверь, если повезет – откроют сразу, а если нет – проявить настойчивость.
Правда, еще одна легенда гласила, что квартира сама выбирала тех, кто будет вхожим в нее, но по какому признаку, неизвестно. «Булгаковцы» верили - она, словно живая, имеет свой дух, а силы, обитавшие в ней, охраняли ее гостей и постояльцев. Именно так они объясняли свое везение в путешествиях автостопом и отчаянных приключениях, свойственных юности.
Но случалось и так, что поклонники булгаковского мира просто-напросто исчезали, и остальные жильцы их больше не видели. Некоторые выходили в магазин и больше не возвращались туда, а некоторые уходили, не предупредив, и весточек от них не было.
Кто знает, что это: сверхъестественные силы, или завсегдатаи квартиры уставали от общества единомышленников, возвращаясь к обычной жизни? К сожалению, мы не знаем, но, как известно, «ничто не вечно под луной».
Так и случилось с домом Булгакова в двухтысячных годах. В нехорошей квартире под номером пятьдесят провели ремонт, и было принято решение сделать музей, а цитаты и рисунки на стенах подъезда закрасили. Как говорят некогда жившие тут постояльцы, ощущение чуда исчезло и больше «булгаковцы» не собираются здесь. Однако хозяева музея считают, что дух Булгакова все еще обитает в квартире, и даже завели черного кота по имени Бегемот, почти такого же упитанного и большого, как в книге.