Вчера в Гостином Дворе награждали победителей юбилейного XВсероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», выставка номинантов которого еще работает в Государственном центре современного искусства. Настроения в современном искусстве в связи с проводимой Министерством культуры политикой и, в частности, из-за скандала с оперой «Тангейзер», пессимистичные.
На следующий день после вручения театральной премии «Золотая маска», где во время выступления министра культуры Владимира Мединского из зала закричали «Верните «Тангейзера»!, в Интернете появилось обращение номинантов «Инновации», единственного аналога Госпремии по современному искусству, к арт-сообществу о праве на свободу слова (его можно прочесть на портале colta.ru). Во время награждения лауреатов об этом письме вспомнили в связи с главной конкурсной позицией «Произведение визуального искусства». Но началось все иначе.
Возле входа в Гостиный Двор художник Антон Литвин собирал средства в поддержку политзаключенных в России. Одиночный пикет не номинанта на премию, а художника с гражданской позицией.
Сама церемония (постановщик - Андрей Сильвестров, музыка - Ираида Юсупова, стихи - Андрей Родионов), отмечая вехи настоящего, но одновременно откликалась на прошлое - трибуна была решена в виде черного куба, намекая и на «Черный квадрат», 100-летие которого отмечают в этом году, и с этого черного квадрата слетела пленка, превратив его белые грани в экраны - и размышляя о будущем, поскольку вести вечер доверили предводителю-роботу и его хору роботов… Звучали там, в частности, слова робота про то, чтобы вы «без злости заглянули в день грядущий, к вам пришел сегодня в гости механический ведущий». Страна роботов, равняющихся на старшего, ритм марша, сопровождавший поднимавшихся на «сцену» победителей - с такой интонацией «Инновация» отметила юбилей в то время, когда звучат просьбы не вводить в культуре цензуру.
Напомним, во внеконкурсных номинациях наградили концептуалиста Андрея Монастырского («За творческий вклад в развитие современного искусства» - 600 000 рублей) и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского («За поддержку современного искусства России»), который летом принял в своем музее основной проект европейской биеннале современного искусства «Манифеста-10», показав, что не нужно разделять современное и классическое искусство: это и есть единое культурное поле.
В категории «Теория, критика, искусствознание» (500 000 рублей) дважды поощрили книгу Игоря Чубарова «Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда», ему досталась и основная премия, и спецприз спонсоров «Инновации» Тамаза и Иветы Манашеровых. Но в этот раз в номинации оказалось два призера - «Инновацию» получили и «Острова Юрия Соболева» Анны Романовой и Галины Метеличенко, научно-исследовательский труд о художнике-экспериментаторе. Издали его к осенней ретроспективе в Московском музее современного искусства, хотя на самом деле, по словам Романовой, выставка выросла из многолетней работы над книгой. Возможно, эта награда стала своеобразной компенсацией, поскольку соболевская ретроспектива была выдвинута на «Инновацию» и как «Кураторский проект», но победителем из соревнования не вышла.
Главным «Региональным проектом» (400 000 рублей) прошлого года жюри сочло передвижную выставку Евгения Стрелкова и Андрея Суздалева «Ниже Нижнего: Новейшие опыты околоволжского краеведения», эдакую экспозицию псевдокраеведческого музея, где факты сосуществуют с вымыслом, чтобы стимулировать сознание зрителя.
Чемпионом среди молодых художников стал коллективный мультимедийный перформанс «Смерть Тарелкина» (Евгения Долинина, Вера Коняшова, Роман Кутнов, Александр Лещев, Глеб Нечаев, Марина Рагозина и Мария Сокол), где пьеса Сухово-Кобылина переплавляется в историю Эдварда Сноудена со всеми вытекающими отсюда метафорами и последствиями. Награда «Новой генерации» составляет 200 000 рублей, и возможно, для молодого поколения спонсорские премии - если подходить не с имиджевой точки зрения, а с практической - существеннее. «Праздник» Полины Канис, мрачное видео, где танцующие друг с другом мужчины в униформе смотрят куда-то в сторону безучастными, как у душевно нездоровых людей, глазами, тоже показался созвучным актуальности и получил спецпризы: недельную поездку на Венецианскую биеннале от Stella Art Foundation и трехмесячную парижскую стажировку от посольства Франции.
«Кураторский проект» (500 000 рублей) - самая интригующая, на мой взгляд, по числу сильных проектов номинация нынешнего премиального забега. Там было и исследование перформанса в России (Юлия Аксенова и Саша Обухова), и ретроспектива Паши 183 (Полина Борисова и Кирилл Кто), которая привела уличное искусство в музей… Выиграла гонку петербургская выставка «Сигнал», развернутая в пространстве одноименного бывшего конструкторского бюро Петром Белым и Александром Теребениным панорама современного искусства. Так что, по словам Белого, это «приз всему петербургскому арт-сообществу».
Наконец, главную премию «Инновация» за «Произведение визуального искусства» (800 000 рублей) отдали «Припеву» Ирины Кориной, тотальной инсталляции, где за мишурной веселостью и благоденствием современности с костюмом зазывалы в виде двуглавого орла пульсирует рефреном безнадежная, абсурдная вязкость политической ли, социальной ли, повседневной ли - просто жизни. За художницу радостно - Корина, награжденная «Инновацией» несколько лет назад еще в молодежной категории «Новая генерация», с тех пор регулярно попадала в номинанты уже как состоявшийся художник и в этом конкурсе, и на Премии Кандинского, и теперь наконец-то этот долгий путь стал победоносным. Поднявшаяся на тот самый высокий куб, где стояли те самые роботы художница напомнила про письмо художников против цензуры.
Разговоры о свободе припевом звучат на «Инновации» не первый год. Если не будет свободного высказывания, тот самый хор роботов под предводительством робота станет новой реальностью.